Армянское интернет издание News.am раскритиковало  статью заведующего отделом по вопросам внешней политики администрации президента Азербайджана Хикмета Гаджиева "О сотрудничестве и мире между Арменией и Азербайджаном", опубликованную в Washington Times. Армянского журналиста в основном беспокоит следующий посыл помощника президента Азербайджана: «Зангезурский коридор создаст экономические возможности как для Азербайджана и Армении, так и для всего региона». Автор статьи подчеркивает, что в трехстороннем документе по Карабаху речь идет об открытии коммуникаций в регионе, но не о коридоре, что, по его мнению свидетельствует об искажении положений Заявления. Более того, в статье News.am ставится под сомнение утверждение о том, что открытие Зангезурского коридора в интересах и армянской стороны.

Попытаемся разобраться, насколько справедлива аргументация армянского источника.

Вначале определимся с терминологией. Итак, в пункте 9 Заявлении Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября, опубликованном на официальном сайте Кремля, говорится следующее:

Однако, что собой представляет транспортный коридор, который так всполошил армян? Упрощенно, это система транспортной инфраструктуры, иногда концентрирующая в себе несколько видов коммуникаций, соединяющая две или несколько географических локаций, для максимально удобного, быстрого и коммерчески целесообразного грузового и пассажирского сообщения между ними. По сути - это одна, или объединение нескольких транспортных артерий. 

Зангезурский коридор планируется в формате железнодорожного и автомобильного сообщения. Поскольку в трехстороннем заявлении открытие транспортного сообщения с Нахчываном по территории Армении не ограничивается конкретным числом дорог, то противопоставление “коммуникаций” “коридору” совершенно некорректно. 

Международные транспортные коридоры, проходящие через Азербайджан, такие как Транскаспийский международный транспортный маршрут, Транспортный коридор «Север-Юг», Баку — Тбилиси — Карс - уже действующие масштабные трансрегиональные проекты, приносящие реальные экономические и политические дивиденды, в перспективе обещающие стране доходы от транзита, сопоставимые с прибылью от  экспорта углеводородов.

В частности, с начала эксплуатации грузопоток по железной дороге Баку -​ Тбилиси - Карс составил 1,007 млн тонн, которые были перевезены в 19 646 контейнерах в 16 279 вагонах. Из них 393 тыс. тонн, или 6 814 вагонов, 8 377 контейнеров, составили экспортные грузы, 614 тыс. тонн, или 9 465 вагонов, 11 269 контейнеров – импортные. Об этом в апреле этого года сообщил СМИ министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу. Он отметил, что благодаря ж/д Баку-Тбилиси-Карс срок грузоперевозок между Китаем и Турцией сократился с месяца до 12 суток, а интегрирование в этой железной дороге тоннеля Мармарай под Босфором позволило обеспечить перевозку товаров между Западной Европой и Юго-Восточной Азией за 18 суток.

Аналогичным образом, потенциал проекта “Север-Юг” позволяет сократить срок доставки грузов из Индии в Россию, а также в Северную и Западную Европу (время доставки по нынешнему маршруту составляет более 6 недель, через "Север-Юг" этот показатель ожидается на уровне 3 недель).

При этом, ни в одной из 13 стран, участвующих в проекте, не выражалось сомнений по поводу его экономической или политической целесообразности, либо безопасности.

На международной арене, такие проекты высоко оцениваются с точки зрения диверсификации маршрутов, сокращения сроков и обеспечения безопасности международных перевозок.

Сегодня официальный Баку предлагает аналогичные перспективы и Армении. 

Как заявил в конце прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев, к коридору, который соединит Азербайджан, Турцию. Россию и Иран, Армения тоже может присоединиться.  

Теперь попытаемся разобраться с сомнениями армянской стороны по поводу целесообразности для них открытия такого транспортного коридора.

Сегодня, в рамках трехсторонней азербайджано-армяно-российской рабочей группы на уровне вице-премьеров уже идет предметный разговор по вопросам открытия коммуникаций в регионе. 

Очевидно, что Зангезурский коридор положит конец изоляции азербайджанского эксклава в Нахчыване, и тем самым Азербайджан получит прямое, в том числе железнодорожное сухопутное сообщение с Турцией. Это не только положит конец экономической блокаде Нахчыванской АР, но и откроет новые перспективы, в частности, в сфере развития взаимодействия Азербайджана с Турцией. По сравнению с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс, которая соединяет Азербайджан с Турцией через Грузию, дорога в новом коридоре будет примерно на 340 км короче. Поскольку этот коридор сократит расстояние транспортировки и снизит транспортные расходы, двусторонняя торговля между Азербайджаном и Турцией увеличится.

Что касается Армении, то открытие транспортного сообщения с Азербайджаном, в частности через Зангезурский коридор, предлагает ей не меньше бенефиций, чем другим заинтересованным сторонам в регионе.

Находясь практически в блокаде, Армения может использовать эту транспортную систему для выхода на региональные проекты и, что более важно, получить наземную связь с рынком Евразийского экономического союза (ЕАЭС), отсутствие которого является одним из основных экономических препятствий для Армении уже многие годы. Это подтверждается выводами экспертов международных финансовых организаций. К примеру, одно из исследований Всемирного банка указывает на перспективы многомиллионных прибылей Армении в результате разблокировки транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. 

Открытие Зангезурского коридора важно  и с точки зрения взаимодействия Армении с Ираном. Запланированное строительство железной дороги между Арменией и Ираном через Мегри было заморожено из-за высокой стоимости. Теперь новый коридор дает Армении отличный шанс решить проблемы, связанные с транспортировкой грузов в Иран и в обратном направлении.

При этом открытие Зангезурского коридора, по букве трехстороннего соглашения не исключает возобновления железнодорожного сообщения через Иджеван, которое предпочитает Ереван, поскольку речь идет о разблокировании всех коммуникаций. 

По словам исполнительного директора Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджана Вюсала Гасымлы, Армения, используя возможности Азербайджана, может наладить транспортные связи с Россией, на которую приходится 25-30% ее товарооборота, по двум направлениям - Гюмри-Нахчыван-Мегри-Баку и Иджеван-Газах-Баку.

Азербайджан уже приступил к строительству железной дороги на освобожденных территориях от Горадиза до границы с Арменией. Большая часть Нахчыванской железной дороги действует, будет построена и недостающая часть, а с финансированием проблем нет. На турецком участке завершены проекты Нахчыван - Карс, а также Карс - Аралык – Дилуджу.

Таким образом Армения, без существенных вложений, а возможно, и вовсе без каких-либо затрат, получит вожделенный прорыв транспортной блокады и избавление от сообщения с основным экономическим партнером Россией посредством пограничного пункта Верхний Ларс Грузии, который месяцами остается закрытым вследствие непогоды.

Между тем, если не политизировать вопрос, как это делают многие в Армении, железнодорожное сообщение с Нахчываном через Мегри ( Зангезурский коридор) еще в прошлом веке было предпочтительнее всех остальных маршрутов, проходящих через Армению.

Из Советской Армении шли и другие железнодорожные линии: первая - через Айрум в Тбилиси и далее через Сухуми, вторая – из Иджевана в Газах и далее к каспийскому побережью. Но и по той, и по другой можно было пускать составы максимум в 1 900 тонн, тогда как через Нахичевань – до 4 500 тонн. Это связано с удобным профилем этой дороги, сообщил Sputnik Armenia ветеран-железнодорожник Левон Акопян. “Поэтому в советское время все основные грузы в Армению – зерно, металлы, нефтепродукты – возили так", - отмечает он. По словам Акопяна, восстановление разрушенной и запущенной инфраструктуры технически не сложно, и не займет много времени, а взамен Армения получит возможность удобной и дешевой доставки своих товаров в Россию и Иран.

Таким образом мы можем констатировать, что термин “Зангезурский коридор” номинально отсутствующий в тексте трехстороннего заявления по Карабаху, по сути, предусмотрен в документе, подписанном, в том числе, главой правительства Армении. 

Также очевидно, что для снятия транспортной блокады и получения комфортного и экономически выгодного сообщения с Россией и Ираном, Зангезурский коридор наиболее предпочтительная из доступных возможностей.

Приходим к заключению, что утверждение издания News.am по поводу мнимого искажения положений трехстороннего заявления по Карабаху со стороны  помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева абсолютно необоснованно.