Зангезурский медно-молибденовый комбинат, возможно, через пару дней остановит работу. Об этом член совета ЗАО "Зангезурский медно-молибденовый комбинат", кандидат в депутаты от блока "Айастан" Ваге Акопян заявил в четверг журналистам.  "Комбинат уже понес убытки в размере более 20 миллионов. Без каких-либо причин запрещают экспортировать руду, что в свою очередь чревато негативными последствиями в плане разных неустоек. Естественно, прекратится приток валюты в Армению, а это повлияет на курс доллара", - прогнозирует политик.

Ранее Акопян, обвиняя власти Армении в намерении закрыть комбинат, не исключил, что это «тайная договоренность с Азербайджаном».  «Потом назовут Сюник бесцветной, несчастной областью и передадут азербайджанцам, почему бы нет», - сказал Ваге Акопян, отметив, что они хотят изгнать армян и разрушить Сюник.

О том же говорил глава общины Горис Аруш Арушанян. По его словам, последние аресты, которые производят нынешние власти Армении, делаются, чтобы расправиться с политическими оппонентами и отстранить всех, кто может помешать территориальным уступкам Азербайджану в Сюникской области.  Арушанян считает, что данные аресты связаны с так называемым «Зангезурским коридором», а власти Армении, по его словам, делают всё, чтобы никто не смог противостоять давлению Азербайджана, если оно возрастет.

Действительно ли армянской экономике грозит кризис в случае остановки Зангезурского комбината и насколько «причастен» к этому Азербайджан.

Из восьми медно-молибденовых месторождений, эксплуатируемых сегодня на территории Армении, шесть находятся в Сюникской области. Причем Зангезурский медно-молибденовый комбинат, крупнейший в Армении, лидирует как по объемам добычи и экспорта молибдена, так и меди. По данным ГКЗЭК, доля комбината на этом рынке превышает 80%. Согласно все тому же ГКЗЭК, Зангезурскому медно-молибденовому комбинату принадлежит одно из крупнейших месторождений в Сюникской области — Каджаранское. Еще один крупный рудник в Сюникской области - Анкасарское медно-молибденовое месторождение, официально зарегистрировано под названием ООО "Лер экс". Но, по данным электронного регистра, 100% уставного капитала этой компании принадлежит Зангезурскому медно-молибденовому комбинату.

В Сюнике находятся также Дастакертское медно-молибденовое месторождение, Айгедзорское медно–молибденовое месторождение , а также медно–молибденовый рудник в Личке.

Медная руда в Армении не перерабатывается. Она в полном объеме экспортируется в Болгарию, Швейцарию, Китай, Канаду и в другие страны.

Около 90% объема экспорта молибдена приходится на Нидерланды и Россию. Также молибден экспортируется в Швейцарию, Бельгию, Китай и другие страны.

Зангезурский медно-молибденовый комбинат — крупнейшая горнодобывающая компания Армении. Кроме того, Зангезурский комбинат является одним из крупнейших налогоплательщиков Армении, заплатившим в бюджет страны в I квартале 2021 года более 9,77 млрд. драмов ($19,7 млн.).

Четвертую часть экспорта Армении приходится на медную руду. 24% (618 млн. долл.) составляют руды и медные концентраты.

Учитывая все это, приостановка деятельности и тем более полное закрытие Зангезурского медно-молибденового комбината действительно грозит обрушить армянскую экономику окончательно. И тут с Ваге Акопяном не поспоришь. Но причем здесь Азербайджан?

На самом деле, как свидетельствуют армянские источники, сегодняшние проблемы комбината имеют исключительно политические причины.

И.о. премьер-министра РА Никол Пашинян 15 июня в ходе предвыборной кампании в Сюникской области на встрече с жителями Каджарана отметил, что ему сообщают о том, что работникам ЗММК запретили участвовать в его митингах под угрозой увольнений. И.о. премьера пообещал до 15 июля уволить всех, кто препятствовал гражданам участвовать  в его митинге и заверил, что армянский народ будет иметь в свою долю компании.

По мнению аналитиков, Пашинян не забыл, как именно действовали против него руководители и работники одного из крупнейших предприятий республики — Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК). Дело в том, что среди руководства и работников комбината немало членов и сторонников блока «Айастан» ("Армения") Роберта Кочаряна. Еще перед внеочередными парламентскими выборами, он уже угрожал руководству ЗММК за якобы имеющее место с их стороны незаконное вмешательство в политические процессы.

 «Зангезурский медно-молибденовый комбинат делает заявления. Я их предупреждал несколько раз, чтобы они не пытались вмешивать сотрудников в политические процессы. Но они перешли все красные линии и за это получат синим молотком по голове. Хотите — жалуйтесь, хотите — нет, ваш вопрос решен, Зангезурский комбинат», — сказал Пашинян тогда.

После выборов, видимо, пришла пора выполнить свои «предвыборные обещания».

12 июля стало известно, что правительство Армении одобрило проект изменения в закон «О государственной пошлине», в соответствии с которым устанавливаются дополнительные пошлины на экспорт концентрата меди и молибдена в размере примерно в 15% биржевой стоимости этих металлов.

На комбинате прошли обыски с участием спецназа СНБ. После этого несколько сотрудников были доставлены в правоохранительные органы. Однако причина таких действий не называется, пишут армянские СМИ.

По оценке экс-губернатора Сюникской области, все того же Ваге Акопяна, происходит политическое преследование:  «Обыски прошли в кабинетах юриста и сотрудников отдела энергетики. В результате обыска на комбинате ничего не обнаружено. Я квалифицирую это как политическое преследование, другого мнения нет. Наверное, нынешние власти не переварили, что Каджаран был единственным городом, где проиграла действующая власть».

Акопян также выразил мнение, что власти преследуют и коммерчески е цели: «Они хотят, чтобы мы продали комбинат. Я знаю, что есть покупатель, чье имя власти держат в тайне, и не покладая сил вынуждают нас продать комбинат».

Вряд ли «тайный покупатель» это Азербайджан. Претензии азербайджанской стороны к ЗММК носят совершенно иной характер.

В конце июня, после получения результатов анализов проб воды из трансграничной реки Охчучай Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана заявило, что Зангезурский медно-молибденовый завод, основным акционером которого является занимающаяся добычей на руднике "Гаджаран" немецкая компания Сronimet Mining, создает серьезную угрозу для окружающей среды и человеческого здоровья, загрязняя реку в катастрофических масштабах.

Река, большая часть которой расположена в Сюникской области Армении (исторический регион Азербайджана под названием Зангезур), протекает через освобожденный от оккупации Зангиланский район и впадает в реку Араз.

Трансграничная река Охчучай постоянно загрязняется на территории Армении отходами Кафанского и Гаджаранского горно-добывающих производств, играя роль коллектора промышленных отходов. Эти промышленные сточные воды сбрасываются в реку неочищенными, что повышает уровень загрязнения в разы, поэтому эти водные ресурсы считается непригодными для использования на территории нашей страны.

Учитывая это, Министерство экологии и природных ресурсов обратилось к международным организациям в связи с критическим состоянием реки Охчучай, в том числе с целью информирования об ожидаемых экологических рисках для реки и ее экосистемы из-за продолжительного загрязнения со стороны Армении, а также для пресечения этого загрязнения.

Акционерами Зангезурского медно-молибденового комбината  официально выступают немецкая Cronimet Mining (60%), ОАО «Ереванский завод чистого железа» (15%), ООО Armenian Molybdenum Production и ООО «Зангезур Майнинг» (по 12,5%).

В связи с этим азербайджанские журналисты направили обращение в посольство ФРГ и в МИД Германии с просьбой прокомментировать ситуацию. В ответ было сообщено, что «немецкая компания, владеющая акциями рудника в Армении, продала свою долю местным инвесторам в конце 2019 года».

Как отмечается в расследовании уже упомянутого нами армянского НПО ЭкоЛур, согласно декларации, поданной в середине 2020 года, ЗАО "Зангезурский медно-молибденовый комбинат" является владельцем 62,5% акций, выпущенных компанией. И кому конкретно они принадлежат - тоже неизвестно.

В результате проведенных мониторингов в различное время - в полноводье и при низком уровне воды - было установлено, что содержание тяжелых металлов в течение всего года намного превышало норму.

Претензии Азербайджана к Зангезурскому комбинату носят чисто экологический характер и никак не могут повлиять на его дальнейшую судьбу. Тем более, что руководство комбината официально скинуло с себя ответственность за тяжелую экологическую ситуацию, связанную с загрязнением реки Охчучай, сбросило.

Невозможно обвинить Азербайджан и в якобы надуманности проблемы и «притягивании» ее к сегодняшней ситуации вокруг Зангезура. О назревании экологической катастрофы еще несколько лет назад били тревогу сами армянские экологи.

Всеармянский природоохранный фронт (ВПФ) в 2014 году представил обратился к деятельности Зангезурского медно-молибденового комбината. Самое большое месторождение, эксплуатируемое в Армении, находится в Каджаране. Оно эксплуатируется со стороны Зангезурского медно-молибденового комбината, имеет одно действующее хвостохранилище - Арцваникские и три закрытых. Отстоявшаяся вода из хвостохранилища поступает в реки Норашеник и Халадж и далее, в реку Вохчи. Инспекционного органа как бы не существует.

Два года назад  армянские СМИ писали о том, что хвостохранилище Арцваник, созданное для отходов Зангезурского медно-молибденового комбината, стало настоящей головной болью для прилегающих общин. Уже в течение долгого времени защитники окружающей среды предупреждают об опасных отходах, поступающих в окружающую среду из хвостохранилища, однако проблема так и остается нерешенной.

Эколог Инга Зарафян две недели назад была прилегающих к хвостохранилищу общинах. Она говорит, что вследствие отходов хвостохранилища наносится ущерб не только окружающей среде, но и здоровью и социальному положению сельчан, которое и без того тяжелое.

В октябре 2019 года  вследствие аварии на металлическом трубопроводе хвостохранилища Арцваник Зангезурского медно-молибденового комбината отходы попали в реку Вохчи. «Река в данный момент коричневая», - сказал руководитель Сюникского территориального отдела инспекционного органа Левон Петросян.

Вторая по величине река Зангезура, Вохчи, вследствие деятельности промышленной зоны стала непригодной для орошения, рыба в ней также не водится, отмечает издание.

Таким образом, хотя от судьбы Зангезурского комбината зависит судьба армянской экономики, Азербайджан к нынешнему кризису не имеет никакого отношения. В основе проблем, о которых говорят Ваге Акопян и прочие, лежат исключительно внутриполитические причины.

Это позволяет нам сделать вывод, что обвинения армянской стороны не имеют под собой оснований и не соответствуют действительности.