Франция хочет сформировать собственный военный канал связи с Арменией, пишет французское издание Intelligence Online. Проявлением этого может быть возможное назначение французского военного атташе с резиденцией в Ереване. "Париж может вскоре назначить военного атташе с резиденцией при посольстве Франции в Ереване. Хотя такое назначение может, на первый взгляд, показаться незначительным, оно вполне может быть выражением желания Франции открыть свой собственный военный канал с Арменией, тем самым положив конец эксклюзивным военным отношениям последней с Москвой", - пишет издание.

В публикации говорится, что, планируя назначить нового военного атташе в Ереване, Франция стремится сблизить Армению с Западом, но в регионе «эту новую роль придется выполнять с осторожностью».

Отмечается, что в настоящее время обязанности французского атташе в Армении выполняет полковник Фредерик Кампос, резиденция которого расположена в Грузии. Также издание отметило, что в апреле 2022 года он принял участие во встрече секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна и делегации Главного управления по вооружениям (DGA) Минобороны Франции во главе с Мари-Аньес Пикар-Шесели, которая, согласно публикации, "имеет опыт работы на российском оборонном рынке".

"Возможное назначение совпадает с возобновлением Парижем работы двустороннего комитета по вооружениям с Ереваном. Этот орган определяет стратегические планы Минобороны Армении и возможные приобретения у французских производителей", — пишет также издание.

Faktyoxla Lab. попытался прояснить, с какой целью Франция хочет милитаризовать Армению.

Начнем с того, что в июне прошлого года, а точнее спустя восемь месяцев после освобождения Азербайджаном своих территорий, капитуляции Армении и подписания при посредничестве России Заявления о прекращении огня и всех боевых действий в зоне карабахского конфликта, в различных СМИ просочилась информация о том, что дипломаты Франции и Армении проводят интенсивные встречи в Ереване, Париже и Нью-Йорке, где находится штаб-квартира ООН. Цель этих встреч - попытаться делигитимизировать трехстороннее Заявление, остановившее войну в регионе.

По данным, к примеру источника "Московского комсомольца", близкого к дипломатическому ведомству Франции, президент Эммануэль Макрон и тогда еще и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян рассматривают возможность принять новый план, предполагающий пересмотр предыдущей резолюции Совбеза ООН по ситуации в Карабахе.

Как отмечали тогда некоторые эксперты, на первый взгляд, идея выглядит бредовой. Россия как постоянный член Совбеза ООН имеет право наложить вето на любые резолюции СБ, тем более, которые могут так или иначе затронуть ее собственные интересы. Кроме того, согласно подписанному 9 ноября трехстороннему документу, российские военнослужащие должны контролировать ситуацию вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора на протяжении пяти лет – лишь по истечении этого строка стороны могут отказаться от посредничества России.

Эксперты полагали, что "западные демократии" просто хотят выкупит "пакет акций государства Армения, превращая ее в плацдарм для реализации своих интересов в "подбрюшье" России. Естественно Франция, где проживает огромная армянская диаспора, намеревается играть в этом процессе первую скрипку. Другие наблюдатели опасались, что Париж рассматривает возможность введения на Южный Кавказ войск и их размещение вдоль армяно-азербайджанской границы, а то и в самом Карабахе.

Так или иначе, очевидно, что результаты Второй Карабахской войны не устроили Париж, и вышеописанное очень похоже на попытки Франции вернуться на Южный Кавказ, однако пока непонятно, в каком статусе.

Как считают некоторые эксперты, Франция очень хочет, чтобы у России не было такого союзника как Армения. И пытается всеми средствами привлечь Армению к себе, заручится поддержкой Армении. Франция это делает из-за того, что Россия, "выгнал Францию из Центральной африканской республики и Буркина-Фасо". Франция никак не может с этим смириться и пытается отомстить России, используя различные варианты для этого. В том числе и выбрала Армению”. Франция хочет показать Армении, что это она главный ее союзник, а не Россия. 

Что касается Армении, то после Второй Карабахской войны правительство Пашиняна начала зондировать почву на Западе. Франция единственная европейская страна, которая свою поддержку Армении продемонстрировала и демонстрирует более открыто. Во время Второй Карабахской войны Париж показал, что он на стороне Еревана. Франция критиковала якобы "отправку боевиков из Сирии" в Карабах. Французский парламент признал независимость самопровозглашенного сепаратисткого т.н. "НКР". Одним словом, ряд шагов в направлении создания своего геополитического присутствия в регионе Париж уже предпринял.

В начале июля прошлого года Франция и Армения провели "успешные" переговоры по военному сотрудничеству на уровне главы минобороны Армении и посла Франции. Согласно армянским СМИ, достигнуты договоренности о предоставлении Парижем военной помощи Еревану. Это, в свою очередь, подразумевало не только поставку Армении вооружений, но и, возможно, размещение миротворцев. Чуть ранее, в мае, Пашинян заявлял, что в телефонном разговоре с ним французский президент Эммануэль Макрон подтвердил готовность Парижа оказать военную поддержку в рамках мандата ООН. Реакция Макрона "была однозначной", сказал Пашинян. Стоит особо отметить, что французская армия какими-то значимыми достижениями за последние 50 лет похвастать не может. Так или иначе, Франция в вопросах безопасности прячется за широкие спины других западных партнеров.

Почему Франция хочет усилить свое влияние в Армении?

Во-первых, противостояние с Турцией, усилившейся в Азербайджане и регионе после Второй Карабахской войны. С Анкарой Париж не может поделить влияние в Средиземном море, Ливии и Сирии. Основной вектор французской политики на Кавказе - опять же антитурецкий. Ярким примером подходов Франции сегодня являются активные попытки затормозить Зангезурский коридор и продвинуть коридор Иран-Армения-Грузия. При этом, очевидно, осуществляются активные подковерные консультации с Ираном, зачастую вразрез с официальной позицией Запада в отношении санкций. «Антизангезурская» позиция диктуется в основном антитурецкими сентиментами и пониманием, что Армения после наступления устойчивого мира и открытия коммуникаций неизбежно войдет в орбиту турецких интересов, что для самой Армении стратегически неизбежно и хорошо. При этом сам проект коридора Иран-Армения-Грузия – блеф, не имеющий никаких экономических оснований. По этому коридору не будут ходить какие-либо значимые грузы. Цель – не допустить Зангезур и не позволить Армении дрейфовать в сторону Турции и Азербайджана. Иными словами, Франция не хочет настоящего мирного соглашения, а хочет вялотекущего конфликта, так как это дает ей дополнительные возможности вмешиваться в вопросы на Кавказе.

Во-вторых, 700-тысячное армянское население Франции. Теплые отношения Франции с Арменией – это именно отношения с французской элитой. Здесь же все несколько иначе. Армянский диаспоральный капитал, наличие большого числа армян в среде французских политиков, бизнесменов, юристов, деятелей культуры – это все реальность. При этом большинство богатых и влиятельных армян хорошо интегрированы во французское "высшее" общество, считаются французами, поэтому и обладают значительным влиянием. Именно это объясняет то, что французский парламент принимает антиазербайджанскую резолюцию так легко и без всякого сопротивления. Народу все равно, а элита заинтересована, и в ней существует консенсус.

В-третьих, Франция старается показать себя идером ЕС, добивающимся успехов во внешней политике.

НО.... Несмотря на совпадение интересов Пашиняна и Макрона в деле усиления роли Франции в Армении и на Южном Кавказе, этому есть множество препятствий.

1. Поддержка Парижем Еревана дискредитировала Францию как посредника в переговорах, и Азербайджан вряд ли будет согласен на ее участие при урегулировании отношений с Арменией. Франция, которая веками процветала за счет колониализма, порабощения чужих территорий и ресурсов, конечно же будет заявлять, что поддерживает территориальную целостность такого же захватчика - Армении. Но при этом, Париж никогда не волновала территориальная целостность Азербайджана. За десятилетия своего сопредседательства в Минской группе ОБСЕ, Франция буквально ни разу не делала заявлений о данном вопросе.

2. В военном отношении, несмотря на прозападность Пашиняна, решающее слово за Россией. 102-ая военная база РФ все еще стоит в Гюмри, и если Армения попытается привлечь в страну военных стран НАТО, то Москва может наказать своего союзника по ОДКБ. Кстати, 11 мая этого года премьер-министр Армении Никол Пашинян провел заседание инициативной группы правящей силы. В ходе встречи глава МИД Арарат Мирзоян рассказал о переговорах в Вашингтоне между главами МИД Азербайджана и Армении, которые прошли в начале мая, об этом сообщает газета "Грапарак". Также в ходе заседания Никол Пашинян в своей речи коснулся выдвинутых в его адрес обвинениях в том, что он 9 мая поехал в Москву и участвовал там в мероприятиях по случаю Дня победы, из-за чего стал мишенью для критики со стороны Украины и Запада. Отметим, что Украина сочла участие лидеров семи стран СНГ в мероприятиях в Москве "аморальным и недружественным". Как пишет издание, Пашинян заявил своим соратникам, что принял правильное решение, вытекающее из жизненных интересов Армении. Он напомнил участникам встречи о том, что Армения получает газ из России, которая является стратегическим партером Еревана. Пашинян сказал, что его отказ от участив в параде в Москве был бы опасной авантюрой. Пашинян заявил однопартийцам, что в таком случае проигрыша России Украине "Армению ждет повторение событий столетней давности и потеря независимости". "Пашинян также сказал, что мы в одиночку не сможем противостоять турецко-азербайджанскому тандему", - сообщает издание.

Теперь расмотрим, какими основными ресурсами обладает Франция?

Во-первых, это, несомненно, ее участие в Совете Безопасности ООН. Франция, пожалуй, самый слабый, но, тем не менее, постоянный член СБ.

Во-вторых, Франция после Брекзита усилилась в Евросоюзе. И если в экономических вопросах лидирующую роль в ЕС играет Германия, то во внешнеполитических вопросах Франция старается тянуть одеяло на себя. При этом Германия особо этому пока не мешает.

В-третьих, французский бизнес имеет значительные интересы за рубежом, включая наш регион. Французская политика в нашем регионе построена на регулярных попытках "просунуться" в основные процессы и проекты либо помешать осуществлению проектов, в которых она не участвует. При этом какими-либо значимыми ресурсами на Южном Кавказе Франция не обладает и обычно пытается выстраивать временные альянсы с третьими силами.

Насколько данная позиция соответствует долгосрочным интересам Армении?»

Армении нужно знать, что 

- Франция, закрепиться в нашем регионе не сможет. Азербайджан, Турция и Россия давно здесь.

- Практически для всех Азербайджан намного важнее, чем Армения. Будь то вопросы энергопоставок, транзита или безопасности.  Азербайджан – региональный игрок, а Армения – все еще географический тупик, причем по своей вине.

- Французский бизнес имеет намного больше интересов в Азербайджане, чем когда-либо будет иметь в Армении. 

- Баку никогда не придерживался силового решения проблем, мы всегда выступаем за мирное решение любых вопросов. Напротив, это Ереван торпедирует любые процессы в данном вопросе, пытаясь затянуть его до бесконечности, как это происходило с Карабахской проблемой. Франция поддерживает Армению всеми правдами и неправдами, вопреки международному праву. То есть, Париж не особо беспокоится о международном праве. Так было всегда: и в период оккупации, и после нее. Отношение Франции к Армении не входит в рамки международных норм.

- В нынешних геополитических реалиях Южный Кавказ стал чрезвычайно важным регионом. Победа Азербайджана во Второй Карабахской войне поставила точку в продолжавшемся десятилетия конфликте и привела к новым перспективам как для региона, так и для всей Евразии. Это, в первую очередь, новые транспортные пути, логистика, соединяющие Восток и Запад, нефть и газ. Поэтому неудивительно, что некоторые страны, такие, например, как Франция, пытаются усилить свое присутствие на Южном Кавказе, чтобы оторвать кусок пирога.

- Интересно, каким образом Франция может поставить оружие в Армению, через какую логистику? Это дорогостоящий процесс. Париж не имеет сухопутных маршрутов для поставки оружия в Армению. С другой стороны, современное оружие должно быть адаптировано под целую систему вооружения. Если учесть, что в Армении более 90% вооружения - российское, французкое оружие никак не может адаптироваться к нему. Имеется в виду вооружения, которые будут входить в систему, где надо будет управлять огнем. Управлять огнем - это основа основ. Например, индийское вооружение более адаптировано к российскому, чем французское.

- Франция не может в короткие сроки поставить в Армению столько вооружения, способного изменить баланс сил в регионе, или заменить российское вооружение, там имеющееся.  Поэтому, если даже какое-то оружие и поступит в Армению, оно не будет иметь стратегического значения.

Итог,

- Франция, формируя собственный военный канал связи с Арменией и постовляя ей вооружения, никак не будет способствовать установлению мирных отношений в регионе между Азербайджаном и Арменией. Наоборот только усугубляют ситуацию, но и это в целом является задачей Франции, чтобы оказать влияние на Армению, взять ее под свой контроль, а именно заставить быть ее должником Франции.
 
- Франция, имеющая колониальную историю в Северной и Центральной Африке и Азии, построенную на расизме, резне и ассимиляции и постоянно тлеющую историю сепаратизма на Корсике , прославившаяся массовыми убийствами в Алжире, зверствами во Вьетнаме, так и не стала той моральной силой, которая имеет право устанавливать стандарты в отношении того, как и с кем будут выстраиваться отношения в нашем регионе. Тем более что за поведением Франции очевидно проглядывается не желание установить мир и правопорядок на Кавказе, а желание продвинуть даже не национальные французские, а конъюнктурные, внутриполитические интересы.