15 февраля, через два дня после того, как бывший министр экономики Армении Ваан Керобян подал в отставку, ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. На следующий день суд постановил  поместить его под домашний арест.

Следственный комитет Армении  сообщил в своем заявлении, что должностные лица министерства, в том числе Керобян, отстранили частное предприятие от участия в тендере по закупкам, чтобы гарантировать, что его выиграет другой участник, предложивший гораздо более высокую сумму. Они якобы сфальсифицировали закупки, чтобы заключить с армянским филиалом Synergy International контракт на 1 миллион долларов. Возможная мотивация действий Керобяна не упоминалась. 

Арест Керобяна последовал за  задержанием его заместителя и шести других чиновников, связанных с тем же коррупционным скандалом. Заместитель министра Ани Испирян была уволена и задержана 31 января. Затем правоохранительные органы провели обыски в домах более 15 человек и в конечном итоге арестовали еще шестерых сотрудников министерства.  

Керобян раскритиковал аресты на заседании правительства, заявив, что уголовное дело "парализовало" работу министерства. 

В своем последнем посте в Facebook перед предъявлением обвинений Керобян заявил, что у него есть разногласия с лидером страны, премьер-министром Николом Пашиняном. 

Некоторые в Армении предполагают, что Пашинян хотел пожертвовать некоторыми членами своей команды, чтобы повысить свою падающую популярность. 

Faktyoxla Lab. попытался прояснить ситуацию с экономикой в Армении.

Начнем с того, что правительство Пашиняна пришло к власти в результате уличного протестного движения в 2018 году. Оно  объявило борьбу с коррупцией своим главным приоритетом. Пашинян неоднократно клялся, что членов его собственной команды не пощадят, если они будут уличены в правонарушениях. 

За последние несколько лет нескольким членам правительства Пашиняна или его партии «Гражданский договор» были предъявлены обвинения или арестованы. Бывшему заместителю министра здравоохранения страны Геворгу Симоняну было  предъявлено обвинение в хищении денег на помощь Covid в 2023 году. Бывший министр обороны Давид Тоноян  был арестован по подозрению в мошенничестве при закупках оружия до и во время карабахской войны 2020 года. Бывший заместитель мэра Еревана Степан Мачян также был  обвинен  в хищении, связанном с тендером, в 2023 году.

При этом, однако, команда Пашиняна отвергает обвинения и заявления об  успехах брата спикера парламента Армении Алена Симоняна в государственных тендерах, а также  о связях друга Симоняна с проектом элитной недвижимости. 

В Армении, не имеющей выхода к морю стране в Восточной Европе, уровень  бедности снизился  после распада Советского Союза. Однако рецессия 2008 года оказала значительное влияние на Армению, и экономика все еще пытается восстановиться. Многим семьям в Армении трудно найти работу и позволить себе предметы первой необходимости. В 2021 году  26,5% жителей Армении  жили ниже национального уровня бедности. Основными причинами бедности в Армении являются высокий уровень безработицы, экономический переход и политическая нестабильность внутри страны. 

Армения пережила трудный переход от централизованно плановой экономики к рыночной экономике после обретения независимости от Советского Союза в 1991 году.  Этот переход привел к значительному спаду промышленного производства, высокой инфляции и потере рабочих мест. Армения продолжает сталкиваться с экономическими проблемами, включая высокий уровень бедности и неравенства, ограниченный доступ к финансам и отсутствие экономической диверсификации.

Кроме того, ключевым фактором экономического перехода в Армении является развитие технологического сектора, особенно в области информационных технологий. Ряд стартапов, таких как iCity LLC, специализируются на технологических услугах и разработке программного обеспечения, чтобы предоставлять предприятиям более качественные услуги и оборудование. Другой стартап, ООО «Абигон» , специализируется на развитии инфраструктуры телекоммуникационных сетей, а также на проектировании и строительстве центров баз данных, которые облегчили транспортировку товаров и услуг, предоставив людям в Армении доступ к работе, учебе и развлекательным мероприятиям.   

Высокий уровень безработицы является основной причиной бедности в Армении,  особенно среди ее больших семей. Зарегистрированный  уровень безработицы в Армении  по состоянию на январь 2023 года составляет 12,7%, и многие люди сталкиваются с трудностями при поиске работы. Кроме того, пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на экономику Армении, приведя к сокращению рабочих мест и снижению экономической активности.

Керобян отверг выдвинутые против него обвинения, но также заявил, что не считает, что дело было политически мотивированным.

Отметим, что Керобян был назначен министром экономики в 2020 году после поражения Армении от Азербайджана во Второй карабахской войне. До прихода в правительство Пашиняна он руководил компанией по доставке еды. 

Что интересно, по мнению заместителя председателя Центрального банка Армении (ЦБА) Армена Нурбекяна, в 2024 году Армению ждет определенное замедление экономического роста.«Мы ожидаем, что экономический рост составит около 6 процентов",- заявил он в интервью Общественному телевидению Армении.

«Но эти 6 процентов — это очень высокий экономический рост, если принять во внимание, что в 2022 году у нас [т.е. в Армении] был экономический рост 12,6 процентов, а в 2023 году у нас будет около 8 процентов экономического роста. Экономический рост в 6 процентов на такой высокой базе — это еще более впечатляющая цифра", - добавил он.

Что касается инфляции в Армении, то, по словам заместителя председателя ЦБА, они прогнозируют, что эта инфляция постепенно вернется к своему целевому значению.

"Мы ожидаем около 3,1 процента инфляции по итогам 2024 года, а уже в 2025 году мы будем близки к цели в 4 процента", - сказал он.

"Когда мы смотрим на последние опросы по инфляционным ожиданиям, действительно кажется, что оба сценария имеют место быть, поскольку неопределенность возросла. Доля людей, ожидающих высокой инфляции, и доля людей, ожидающих низкой инфляции, снизились, но неопределенность возросла. Поскольку мы снизили процентные ставки, мы считаем инфляционные сценарии на данный момент менее вероятными", - подчеркнул Нурбекян.

По его словам, способ снизить инфляцию – вовремя отреагировать.

«Когда инфляция все еще была ниже нашей цели, мы отреагировали быстро, потому что ожидали, что инфляция вырастет. Это позволило нам начать снижение раньше. Это очень важно, потому что это означает, что мы обеспечили стабильность цен, не нанося ущерба экономическому росту. Лучшее Об этом свидетельствует показатель экономического роста", - сказал заместитель председателя ЦБ Армении.

Между тем,  ВВП Армении замедлился в росте за 2023 год до 8,7% (с 12,6% в 2022г), составив в текущих ценах 9.503 трлн драмов ($24.2 млрд). Индекс-дефлятор ВВП также снизился - до 102,8% с 108% в 2022-ом. Об этом свидетельствуют опубликованные 20 февраля данные Статкомитета РА.

Примечательно, что, как и годом ранее, наиболее близким к реальному росту ВВП оказался прогноз Центробанка, предрекающий 8,3%-ый рост в 2023г, в то время как МВФ и ВБ ожидали более умеренные 7% и 7,1% соответственно.

Поквартальная динамика ВВП в 2023г, как и в предыдущие годы, была минусовой только в I квартале - 36,3%, после чего во II квартале наметился рост на 16,5%, ускорившийся в III квартале до 27%, но уже в IV квартале замедлившийся до 14,4%. В качестве сравнения отметим, что в 2022г поквартальная динамика ВВП была следующей: в I квартале спад на 36% сменился во II квартале на 19,6%-ый рост, ускорившийся в III квартале до 29,4%, но после замедлившийся до 13,8% в IV квартале.

ВВП на душу населения поквартально в течение 2023 года повышался: с 608.356 тыс драмов ($1550) в I квартале до 726.474 тыс драмов ($1877) во II квартале и достижением 872.832 тыс драмов ($2258) в III квартале, а уже в IV квартале превысив 1 млн драмов ($2501). Такой рост подушевого ВВП фиксируется на фоне увеличения численности населения Армении в годовом разрезе на 53,4 тыс. чел.  - до 2.991 млн. чел. к 1 января 2024г, в то время как в 2022 году подушевой ВВП демонстрировал рост при более скромном росте численности населения на 15,4 тыс. чел. Но стоит отметить, что подобный рост населения имел место не столько за счет естественного прироста сколько благодаря внушительному притоку релокантов, многие из которых предпочли получить вид на жительство и временно обосноваться в Армении. Абсолютная же величина естественного прироста населения Армении в 2023 году составила 11,960 тыс. чел., превысив показатель годовой давности на 23,5%.

Драйверами роста ВВП в 2023 году выступили в большей степени торговый сектор - 25,7%, сфера строительства - 14,8%, сфера услуг - 10,3%, и в чуть меньшей степени промсектор - 4,1%, а агросектор оказался в спаде на 0,3%. Годом ранее, в 2022 году рост ВВП исходил от всех сфер: сферы услуг - на 28,2%, торгового сектора - на 17%, энергокомплекса - на 16,1% , сферы строительства - на 12,5%, промсектора - на 7,9% и агросектора - на 0,4%.

На этом фоне забуксовали также темпы роста внешнеторгового оборота Армении с 68,6% до 46%, что было спровоцировано торможением роста как экспорта с 77,7% до 55,3%, так и импорта с 63,5% до 40,2%. 

Отметим, что МВФ и ВБ прогнозируют более заметное замедление роста ВВП Армении в 2024 году соответственно до 5% и 4,7%.

В частности ВБ прогнозируя по региону Южного Кавказа в 2024-2025гг сохранение стабильного роста на уровне 3,3%, ожидает, что приток денежных переводов из России продолжит сокращаться, а реэкспорт и туризм и далее будут поддерживать экономическую активность. Однако, как считает ВБ, долгосрочному росту по-прежнему будут препятствовать сырьевая зависимость, слабость транспортных коммуникаций и логистики, а также вероятность эскалации отношений между Арменией и Азербайджаном.

По ожиданиям МВФ, в среднесрочной перспективе рост экономики Армении достигнет своего потенциала примерно в 4,5%. МВФ считает, что усилия властей по увеличению участия рабочей силы и сокращению структурной безработицы, облегчению доступа к финансам, диверсификации экспорта и укреплению управления повысят экономическую устойчивость и потенциальный рост

Экономист, ст Грант Микаелянт главным фактором роста экономики Армении считает то обстоятельство, что «Армения является тихой гаванью в условиях российско-украинского конфликта». Если завершится конфронтация между Россией и Украиной, по мнению Микаеляна, Армения может лишится части доходов, которые получала в последние два года. «Это приведет к негативным последствиям для экономики Армении», – пояснил экономист. В интервью Armenia Today эксперт оценил риски для экономики Армении, озвучил сценарии ее роста в 2024 году, а также рассказал о драйверах экономической активности в 2023 году и динамике их развития в 2024 году.

– Чем обусловлен рост экономической активности в Армении на 9,4%? В лидерах по отраслям – торговля (+25,7%), строительство (14,8%) и услуги (10,3%), каковы драйверы их роста в 2023 году? – Самым главным фактором роста армянской экономики оставалось то обстоятельство, что Армения является тихой гаванью в условиях российско-украинского конфликта, санкций и всех этих процессов. Поэтому из России в Армению «притекают» определенные средства, и они направляются в сектор IT, в банковский сектор и прочих финансовых услуг. И это приводит уже к дальнейшему росту экономики. Кроме того, до сих пор в Армении остаются примерно 25-30 тысяч мигрантов из России (как правило – высококвалифицированных), что также положительно влияет на показатели экономического роста. Вместе с тем, есть общая тенденция роста: в ряде мировых экономик в этом году был отмечен рост. Армения, как догоняющая экономика, продолжает расти быстрее среднего по миру. И этот фактор тоже имел вес помимо факторов, связанных с Россией. И сектора, которые выросли – это, в первую очередь, торговля, услуги и строительство.

– Какую динамику ожидаете по этим отраслям в 2024 году и что будет ее определять? – Если говорить о причинах роста торговли, строительства и услуг, то здесь можно выделить следующее: в услугах росли в первую очередь туристические услуги и услуги, связанные с туризмом, а также IT-сектор. IT-сектор на протяжении долгого периода является одним из драйверов экономики Армении. И хотя он все еще не настолько велик, чтобы толкать всю экономику, но на сектор услуг он влияет очень сильно, и уже стал заметен в общенациональном масштабе. Причем не только с точки зрения добавленной стоимости, но и с точки зрения количества занятых в этом секторе. Что касается строительства, то здесь есть несколько причин.

Во-первых, общая долговременная стагнация сектора, что рождает спрос сейчас. Во-вторых, приток мигрантов из России, а в последние месяцы еще и из Индии. Торговля тоже, в целом, можно сказать, стагнировала, особенно если говорить о розничной торговле. И в 2023 году, напротив, она показала большой рост. В первую очередь, рост продемонстрировала оптовая торговля, что также связано с внешней торговлей, а также с сектором туризма. Но и розничная торговля тоже показала рост, что связано ещё и с ростом уровня жизни, который в 2023 году, очевидно, был зафиксирован. Содействовала этому ещё и низкая инфляция, которая по итогам года составила менее 2%. Но при этом довольно плохая динамика в промышленном секторе – всего лишь 4% роста. И в сельском хозяйстве – 0,3% спада. Очевидно, что реальный сектор нуждается в большем внимании со стороны правительства, поскольку, напротив, правительство объявляло приоритетом сектор услуг, то есть IT и туризм. Причём нынешнее правительство в этом смысле усилило, но лишь продолжило приоритеты прошлых правительств, которые остаются неизменными где-то с середины 2000-х годов.

– Назовите драйверы роста армянской экономики в 2024 году. Какая динамика ожидается?  – Я думаю, что таких высоких темпов роста уже не будет, хотя строительство, скорее всего, сохранит темпы роста, . И хотя закон о возвращении налогов тем, кто покупает новое жильё, в Ереване уже отменили, но в областях он будет действовать. И, соответственно, строительство будет расширяться, как в Ереване, так и в областях. Эта тенденция, очевидно, присутствует. Кроме того, есть множество уже начатых строительных проектов, но ещё не законченных.

Так что можно ожидать, что этот цикл будет продолжаться в 2024 году. Что касается сектора услуг и торговли, то я думаю, что рост будет медленнее, чем в этом году. Но всё ещё он будет сохраняться. А вот по промышленности и сельскому хозяйству ситуация малопредсказуемая, поскольку реальный сектор больше связан и с внешним миром. Он более волатильный. И, кроме того, мы видим, что политика власти в этом отношении, с одной стороны, не претерпела фундаментальных изменений, но есть определённый интерес к тому, чтобы оказать влияние на восстановление рост в этих секторах. Поэтому пока что буду ожидать, что ситуация в 2024 году сильно не будет отличаться от 2023 года, хотя темпы роста, очевидно, будут более низкими.

– С какими рисками столкнется экономика страны в 2024 году? – IT-сектор, очевидно, будет оставаться драйвером роста экономики Армении. То же самое касается туризма. Туризм явно будет расти, он сейчас всё ещё находится в фазе роста. Также следует ожидать хорошей динамики по строительству. Соответственно, тенденции этого года будут продолжаться. Рост явно будет ниже, но будет вполне ощутимым, если не изменится что-то в отношении внешних факторов, в том числе роли Армении для России в смысле контактов с внешним миром, а также в целом отношений Армении и России. Соответственно, именно эта точка является самым большим риском на 2024 год. В последние три года уровень экономических взаимосвязей между Арменией и Россией резко вырос. Можно сказать, что и зависимость Армении от экономики России выросла. А корректнее будет сформулировать то, что роль российского фактора в экономическом росте Армении сейчас выше, чем в прошлом.

И учитывая, что сейчас между странами натянутые отношения, и если в России сочтут, что отношения ухудшились и решат, что необходимо на это каким-то образом повлиять, могут ввести те или иные ограничения, в том числе на границе. Мы это уже видели осенью 2023 года и не исключено что в 2024 году такая околосанкционная история будет продолжаться. Но эта ситуация абсолютно непредсказуемая, поскольку зависит от решений правительств и внешних обстоятельств, которые уже следует искать в политической сфере, а не в экономике. Второй риск для экономики Армении – это ситуация в мировой экономике. Многие экономисты прогнозируют на 2024 год рецессию: в западных экономиках, в американской экономике, европейских экономиках. Уже есть признаки рецессии в Германии, Великобритания очень близко к этому. И учитывая, что эти страны являются покупателями армянской продукции, Армения взаимосвязана с ними, соответственно это будет влиять на нее. Ситуация в Китае тоже далека от полной стабильности и предсказуемости, поэтому 2024 год в этом смысле будет волатильным. Кроме того, если завершится российско-украинская война, возможно Армения лишится части доходов, которые получала в последние два года. Это приведёт к негативным последствиям для экономики Армении.

– Ваш прогноз по инфляции в 2024 году. Что будет определять ее динамику? С инфляцией ситуация следующая: у нас был инфляционный скачок в 2021-2022 годах. В 2023 году инфляция была очень умеренной и контролируемой. И учитывая, что мировая экономика замедляется, внешние факторы будут содействовать низкой инфляции в Армении на протяжении 2024 года. Единственный фактор, который может привести к ускорению инфляции, это падение курса драма по отношению к доллару, что в течение 2024 года вполне может произойти. Если приток трансфертов из России в Армению упадёт, то это действительно может произойти. Но когда это произойдёт, мы не знаем. Более того, это даже может и не произойти в 2024 году. Поэтому уровень инфляции будет зависеть от курса драма, поскольку все остальные факторы будут содействовать стабильности цен. Поэтому в базовом сценарии, если курс драма остаётся на нынешнем уровне, я бы не ожидал роста цен в Армении.

Ныглядным показателем влвется то, что в Армении объем грузоперевозок в январе 2024г. составил 989.8 тыс. тонн, с годовым спадом  на 33,2% (против 10,8%-го роста годом ранее). Об этом свидетельствуют данные Статкомитета РА.

В частности, железнодорожные грузоперевозки за отчетный период снизились на 39,6% до 74.7 тыс. тонн, автомобильные - на 39,8% до 675.2 тыс. тонн, воздушные - на 27,3% до 2.4 тыс. тонн.

При этом поставки природного газа по магистральному трубопроводу возросли на 1,8% годовых, составив 237.5 тыс. тонн.

Согласно статданным, пассажирские перевозки в Армении в январе 2024г замедлились в годовом спаде с 35,2% до 15,2%, составив 16 065.5 тыс. чел. В частности, автомобильные перевозки пассажиров сократились на 14,3% - до 182.5 тыс. чел., железнодорожные - на 13,1% до 37.1 тыс. чел., воздушные - на 3,2% до 368.4 тыс. чел. Перевозка пассажиров электротранспортом сократилась в годовом разрезе на 20,9%, составив в январе 2 477.5 тыс. чел.

В итоге, грузооборот сократился в январе на 6,9% годовых - до 477.5 млн. тон , а пассажиропоток - на 18,4% до 327.6 млн. пассажиров.

 

При факторном анализе прогнозов по экономике Армении в 2024 году многие экономисты подчеркивают необходимость учитывать следующие тенденции: экономический рост во многом будет обусловлен временными и геополитическими факторами, которые могут быть нейтрализованы, оставив экономику без двигателей роста; экспорт будет расти за счет неэкспортных отраслей экономики, в частности, за счет туризма, торговли, которые достаточно волатильна и чувствительны к потрясениям.

Таким образом, можно прогнозировать противоречивые тенденции, которые окажут непосредственное воздействие на экономику в 2024 году.