«Союз офицеров запаса СНБ» Армении выступил с заявлением, в котором "заклеймил" председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и евразийской интеграции Леонида Калашникова в протурецкой позиции.

Армянский «Союз офицеров запаса СНБ» по поводу позиции Калашникова заявляет: «После появления в регионе русских и турок, в тринадцати русско-турецких войнах армяне, не имея государственности, всегда были на стороне русского солдата, были его естественным союзником. Более того, появление России в регионе было продиктовано исключительно геополитическими интересами России, а не мифом о спасении армян».

Напомним, что на днях Леонид Калашников в интервью изданию «Свободная пресса» прокомментировал отказ ОДКБ прийти на «помощь» Армении: «Делимитация — это предмет переговоров, а не войны за два километра границы. Какой смысл для Еревана в привлечении ОДКБ — в том, чтобы совершенно разрушить отношения, которые только-только начали складываться с Баку?! Решать такие вопросы военной силой, да еще за счет привлечения России — глупость полная, ОДКБ не для этого создавалась!»

Попробуем разобраться в озвученных претензиях и выяснить, на самом ли деле армяне были союзниками России и так ли они ничем ей не обязаны.

Известный российский журналист Михаил Леонтьев как-то заявил, что «народ Армении существует благодаря и исключительно поддержке России и что без нее не было бы никакой Армении».

Начнем с того, что армяне действительно в большом долгу перед Россией.

Массовое переселение армян на Южный Кавказ началось в результате русско-персидских и русско-османских войн 1826-1829 годов. Как отмечает русский этнограф Н. Шавров в своей работе, изданной в 1911 году в Санкт-Петербурге, "из 1.300.000, проживающих ныне в Закавказье армян, более 1.000.000 душ не принадлежит к числу коренных  жителей края и поселены нами".

 

Действительно, в период региональных войн армяне оказывали русским войскам неоценимые услуги. Особенно ярко это проявилось в периоды двух русско-персидских (1804-1813,1826-1828) и русско-турецких (1806-1812, 1828-1829) войн в первой трети XIX века, в которых армяне, хорошо владевшие персидским и турецким языками, зная местность, с успехом собирали для русского командования информацию о местоположении и численности войск противника, часто помогали русским войскам выходить из окружения, переправляя их войска через малопроходимые и труднодоступные дороги.

Благодаря информации армянских проводников, курьеров и лазутчиков, русские войска очень часто внезапно оказывались в тылу противника и проводили успешные атаки. Именно подобный сюжет лег в основу работы русского генерала и военного историка Василия Потто об армянских добровольцах Карабаха.

Однако, по мнению историков, понятие "доброволец" никак не соотносится с искренним желанием армян помогать русской армии. Как видно из работы Потто о Кавказских войнах, вопреки утверждению современных армянских авторов, их соотечественники всеми способами старались увиливать от этого. Дело дошло до того, как пишет Потто, командующему русскими войсками на Кавказе П. Цицианову пришлось обратиться к армянам с призывом выполнить обязательства, данные русскому государю: "Неужели вы, армяне Карабаха, сделались женоподобными и похожими на других армян, занимающихся только торговыми промыслами... Опомнитесь".

Тут же Потто добавляет, что все призывы были тщетными. И лишь по счастливой случайности рядом с полковником Карягиным оказался сын елизаветпольского армянина, как пишет Потто, которому он сделал некогда большое одолжение. Поэтому тот согласился выполнять роль проводника и лазутчика.

В результате русским войскам удалось занять вначале крепость Шахбулаг, построенную в 1751 году основателем карабахского ханства Панах Али ханом, а затем, прорвавшись из окружения, соединиться с основными частями русской армии во главе с Цициановым. Армянский лазутчик был вознагражден за свое усердие, получив чин прапорщика, золотую медаль и 200 рублей пожизненной пенсии.

В работе, посвященной завоеванию Кавказа, русский историк П.Ковалевский, описывая в приторных тонах предательские действия местных армян, позволивших русским захватить самую непреодолимую крепость Южного Кавказа - Иреванское ханство, отмечал: "В 1827 году армяне сдержали свое слово. Нерсес, архиепископ армянский, одним из первых поспешил к полкам русским... Когда генерал Тучков вступил в Ширак, тут же к ним присоединилась сотня конных армян. Армяне всюду были верными нашими союзниками, разведчиками и помощниками. Не отделяя польз своих от польз России, армяне извещали их о каждом движении неприятеля, служили им проводником и действовали с ними на поле"

Коллаборационизм армян был по достоинству оценен их новыми хозяевами - царской Россией. Кроме того, что армян вознаграждали немалыми денежными средствами, орденами, чинами, бывшие подданные персидского шаха и османского султана, которых они предали, получили право переселиться на вновь приобретенные Россией земли Южного Кавказа. Здесь переселенцы получали за счет местного мусульманского населения обширные земли, значительные денежные ссуды из казны и освобождались от несения повинностей.

Однако из истории известно, что, заполучая желаемое, армяне начинали создавать проблемы новым покровителям – русским. После заселения армян на Южный Кавказ основная их масса была размещена на территории бывшего азербайджанского Иреванского ханства, входившей теперь в статусе провинции в состав Армянской области. Всего в Иреванской провинции было размещено 3674 армянских семей или 21639 человек. После расселения армян на них были распространены льготы по выплате налогов и повинностей, установленные согласно высочайше утвержденному Положению от 22 октября 1819 года, освобождавших переселенцев от платежа казенных податей на шесть лет, а от земских повинностей - на три года. Когда же льготный период закончился, армянские переселенцы отказались платить подати наравне с другими жителями губернии. Местные власти встретили жесткое сопротивление турецких армян, которые отказывались выполнять взятые шесть лет назад обязательства.

Об этом в своем письме от 10 февраля 1838 г. военному министру А.Чернышеву со ссылкой на донесение начальника Армянской области В. Бебутова сообщал главноуправляющий Грузией барон Г.Розен. Более того, армяне «даже осмеливаются предлагать мусульманам, в Геокчинском же магале обитающим, пристать к ним и не платить податей».

 

7 декабря 1903 года начальник Асхабадской конвойной команды подполковник Д.Д. Киселев докладывал Главному инспектору пересылки арестантов и заведующему этапно-пересыльной частью Главного Штаба:

"... Нелюбовь к военному делу и антиправительственная пропаганда широко распространена в этой группе населения в последние годы, и служит ясным показателем того, что армяне не могут быть надежным военным элементом, но и являются фактором, способным неблагоприятно повлиять на дисциплину прочих своих сотоварищей по службе...."

"...Тайная продажа оружия нашим врагам или унос такового при побеге является обычным делом для нижних чинов армян, служащих в войсках названного корпуса, не говоря уже о том, что они представляют из себя самый удобный фактор для всякой иностранной разведки о наших пограничных войсках, запасах, укреплениях и текущих событиях..."

Как видим, армяне никогда не были надежными союзниками России, а лишь использовали ее силу для решения собственных задач. Эта правда начала давать о себе знать уже к концу XIX века и начале ХХ века.

Как следует из исторических документов, в тот период расселившиеся по территории империи армяне превратились в угрозу российской государственности.

Накануне Первой русской революции во многих армянских церквях и приходах по всему Кавказу были обнаружены тайники оружия, боеприпасов, нелегальные типографии. Царское самодержавие поняло, что так называемые «стихийные» волнения на Кавказе управляются из-за рубежа и осуществляются через армянские организации, главным образом через Дашнакцутюн.

В октябре 1903 года член партии «Гнчак» тяжело ранил царского наместника на Кавказе Григория Сергеевича Голицына. Получивший кинжальные удары в голову, он вскоре скончался. По ходившим тогда слухам, террористы вынесли решение обезглавить князя и выставить его голову на Ереванской площади в Тифлисе. Дело в том, что еще в 1897 году князь Голицын обратил внимание царя на опасную тенденцию. Речь шла о том, что в Тифлисе и Баку армяне захватили всю власть.

Из письма Голицына: «Армяне слишком о себе возомнили. Их церковь способствует революционизированию местного населения». После этого князь наложил секвестр на имущество армянских церквей и издал указ о полном отстранении армян от участия в городских выборах. Князь заботился о безопасности российской государственности и поплатился за это жизнью.

 

Мнимое союзничество Армении дает о себе знать и в наше время.

В 2015 году делегация Армении воздержалась, и не проголосовала против при голосовании в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) по резолюции о лишении России права голоса.  

Оправдываясь, в беседе с Радио Азатутюн руководитель парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Ваграм Багдасарян заявил, что таким образом Ереван «не хочет содействовать еще большему обострению отношений между Западом и Россией… Мы должны воздерживаться от резких ориентаций, потому что это позволяет наш статус», - сказал Багдасарян.

Российская делегация была лишена основных полномочий - права голосовать и участвовать в работе некоторых руководящих органов Ассамблеи. За лишение делегации России полномочий проголосовали 160 делегатов, против 42, 11 парламентариев воздержались, в том числе Армения.

Заметим, что азербайджанская делегация проголосовала против резолюции о лишении России права голоса.

В 2019 году Парламентская ассамблея Совета Европы большинством голосов национальных делегаций государств вернула Россию в Ассамблею и подтвердила ее полномочия в полном объеме. Многие обратили внимание на то, что в первоначальном голосовании по возвращению РФ в Ассамблею стратегический союзник России Армения не проголосовал единогласно. Более того, вокруг голосования армянской делегации разразился скандал.

Так депутат Оганес Игитян вообще не стал принимать участие в голосовании, причем никаких разъяснений по этому поводу нет. Другой представитель правящей партии и глава армянской делегации в ПАСЕ Рубен Рубинян проголосовал против, а затем заявил, что так вышло из-за технической ошибки и на самом деле он голосовал «за».

Налицо избирательный подход к интересам союзника. Когда Армении выгодно, она голосует за эти интересы, когда она не видит своей выгоды, то голосует против.

Таким образом, во-первых, армяне действительно обязаны России очень многим, в первую очередь государственностью, а, во-вторых, они никогда не были истинными союзниками России, а использовали ее влияние в своих интересах, предавая ее интересы в нужный им момент.

Таким образом, заявление «Союза офицеров запаса СНБ» Армении не соответствует реальным фактам.