Экс-президент СССР Михаил Горбачёв затронул вопрос Карабахского конфликта в своей статье «Понять перестройку, отстоять новое мышление», которая была опубликована в журнале «Россия в глобальной политике». Как утверждает Горбачев, в конце 80-х он считал, что достижение договорённости о статусе Карабаха — «дело армян и азербайджанцев, а роль союзного центра — помочь им в нормализации обстановки, в частности в решении экономических проблем».

Горбачёв подчеркнул, что ему удалось выработать единый демократический подход к межнациональным спорам, суть которого заключалась в том, что национальные проблемы могут быть по-настоящему решены только в общем контексте политической и экономической реформы.

Попробуем разобраться, так ли безобидна и конструктивна была роль первого секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в разжигании карабахского конфликта.

Как отмечают в Азербайджане, в 1985 году с приходом к власти сторонника армян М.С.Горбачёва армянские сепаратисты в очередной раз развернули свою активную деятельность.

В то время, как армянские сепаратисты-террористы вовсю развернули свою деятельность, выяснилось, что Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза и Советское правительство не заинтересованы в реальной оценке положения. Постановление от 24 марта 1988 года "О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг." было намеренно направлено на сокрытие данного факта как акта сепаратизма. Такая поддержка еще больше вдохновила армянских сепаратистов и усилила их агрессию.

Это мнение можно было бы счесть пропагандой, если бы не было других фактов, подтверждающих взгляд на вопрос азербайджанской стороны.

Еще до начала конфликта, в ноябре 1987 года Абель Аганбегян, один из ведущих экономических советников Горбачева встретился с группой французских армян в отеле «Интерконтиненталь» в Париже и предложил им свое видение решения проблемы: «Я был бы рад, если бы Нагорный Карабах вернули Армении. Как экономист, я считаю, что у них куда более тесные связи с Арменией, нежели с Азербайджаном. Я уже внес подобное предложение и надеюсь, что эти идеи будут воплощены в жизнь в духе перестройки и демократии».

В 1988 году влиятельная американская газета The New York Times посвятила статью визиту А.Аганбегяна в США, в которой назвала его «гуру экономики и вдохновителем советского лидера Михаила Горбачева». Мнение Аганбегяна было опубликовано в газете французских коммунистов L'Humanité, распространявшейся в том числе и в Советском Союзе. Именно из этих откровений академика азербайджанцы впервые узнали о ведущейся против них армянской кампании. Горбачев ни прямо, ни косвенно не опроверг своего советника. Поэтому армяне посчитали, что столь смелое заявление экономического советника генерального секретаря партии не носит случайного характера и скорее всего было заранее согласовано с ним.

В период перестройки в близком окружении Горбачева в роли идеологических и экономических советников, заведующих различными отделами ЦК КПСС появилось немало армян, которые открыто, без оглядки на первых лиц государства (скорее даже по их указанию) на страницах союзной и зарубежной печати высказывались в пользу поддержки сепаратистского движения в Карабахе. Так, обсуждение карабахского вопроса постепенно выходило из латентного состояния.

Принятое 25 июля 1988 года ЦК КПСС и Президиумом Верховного Совета СССР Постановление «О практических мерах по реализации Постановления Президиума Верховного Совета СССР по вопросу о Нагорном Карабахе», введение в январе 1989 года в Нагорном Карабахе особого управления под руководством представителя ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР А.И.Вольского продемонстрировали, что Москва фактически выводила НКАО из подчинения Азербайджанской ССР, тем самым давая армянам надежду на то, что пребывание НКАО в составе Азербайджана отныне является формальностью, не считаясь с которой, они могут с удвоенной силой добиваться фактического переподчинения области Армянской ССР. Подобная двоякая позиция союзного Центра продолжала усугублять конфликт, постепенно превращая его в военный, с применением огнестрельного оружия и даже ракет.

Российский телеведущий Владимир Соловьев 1 октября в радиоэфире «Вести ФМ» назвал Горбачева и Ельцина виновными в многочисленных конфликтах в национальных республиках, которые ранее входили в СССР.

 «Кто правил в СССР в 1988 году, когда начались события в Нагорном Карабахе, — Горбачев. Тот самый Горбачев, который получил Нобелевскую премию мира. Тот самый Горбачев, который лично виновен в том, что на территории Советского союза вспыхнула одновременно большую количество конфликтов на национальной почве. Национальная окраины практически все вспыхнули», — сказал Соловьев.

В то время, как в Ереване и Карабахе шли митинги Горбачев  принял  в  Москве  членов  комитета  «Карабах»,  писателей Силву  Капутикян и  Зория Балаяна. И хотя  при  встрече  ничего  конкретного не оговаривалось,  кроме  того,  что  вопрос  Карабаха  будет на Пленуме  по национальным вопросам, по возвращении в Армению Капутикян заявила о том, что «армяне победили» (позже Капутикян сказала, что имела в виду моральную победу).

О подробностях встречи позднее писала сама Капутикян.

"- Обстановка в Карабахе такая  – преследуют всех приезжих из Армении, и ездить туда просто невозможно.

– Запреты, мешающие связям между Арменией и Карабахом – форменный позор, – сказал Горбачёв. – Необходимо обеспечить жителям Армении беспрепятственный въезд в Карабах. Нужно проводить совместные культурные мероприятия. Армения имеет право и должна участвовать в жизни Карабаха.

– Пока область не воссоединится, это будет почти невозможно. Азербайджан не допустит.

– Азербайджан должен сам это понимать. А что касается присоединения области к Армении – сейчас это чрезвычайно сложно. У нас порядка 19 сходных вопросов, и все они нуждаются в рассмотрении".

Российский журналист Александр Хинштейн в своей статье в "Литературной газете" три года назад назвал встречу Горбачёва с Капутикян и Балаяном 26 февраля 1988 года переломной точкой, событием воистину исторического масштаба, спровоцировавшим первую кровь. (Хотя на уговоры писателей передать Карабах Армении генсек не сказал ничего определённого, сам факт его аудиенции с представителями одной враждующей стороны невольно убеждал другую сторону в предвзятости Москвы, благо сами воодушевлённые ходоки – им ведь не ответили «нет» – в радостных эмоциях не стеснялись.)

Писатель и журналист Юрий Помпеев в опубликованной в 1992 году книге "Кровавый омут Карабаха" писал:

"Напомню  еще  раз,  что  личным  советником  Горбачева  был  и  остается, Георгий Шахназаров, устроивший  личную  встречу  Генсека  с  делегацией  Карабаха.  Ее  составляли  ереванские  литераторы  Зорий  Балаян и  Сильва  Капутикян, уже  не  раз  к  тому  времени  публично  высказавшие свою зоологическую ненависть к "туркам" - азербайджанцам. Политическое лицемерие Горбачева и цинизм его действий и бездействия в создании омутов межнациональных страстей поражают".

Помпеев также напомнил, что I Съезд народных депутатов СССР Горбачов согнал с трибуны депутата от Азербайджана, народного писателя Анара. "Забылось, как Вас, народного депутата и народного писателя  Азербайджана, этот "не жестокий" человек,  будто  плетью,  исхлестал  по  сутулой  интеллигентской спине, отогнав от трибуны первого съезда, не дозволив и слова высказать в защиту вашего оскорбленного нападками народа". 

В 2017 году в газете "Ставропольская правда" вышла стать генерал-майора Георгия Септы "В Кремле знали, что происходит в Нагорном Карабахе.". Он пишет:

"Двойственность, противоречивость политической линии кремлевского руководства вполне проявились в период, предшествовавший печальным событиям. В течение 1987 года многочисленные обращения по территориальному вопросу шли в ЦК КПСС и Верховный Совет СССР при отсутствии однозначной реакции, что поощряло публичное выдвижение территориальных требований. Причем вопреки объявленной гласности Москва эту тему не обсуждала с руководством Азербайджана, и вообще оно официально не ставилось в известность об обращениях с армянской стороны.

...При фактической нейтральной позиции «архитекторов перестройки» движение за воссоединение продолжилось путем боевых акций против мирного населения. Насилие породило ответное насилие. И уже через некоторое время конфликт стал приобретать необратимый характер".

Напоследок напомним о тесных связях семейства Горбачевых с армянской диаспорой. О преподнесенных перед началом активной фазы конфликта подарках горбачевской чете пишут сами армянские СМИ.

"Одно из полотен Айвазовского было подарено генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Есть сведения, что полотно было передано супруге генсека Раисе Горбачёвой во время ее встречи с представителями армянской диаспоры в посольстве  СССР в Вашингтоне в 1987 году. Тогда армяне США подарили Горбачевой также редкий бриллиант, привезенный из Ирана".

Таким образом, Михаил Горбачев сыграл негативную роль в разжигании армяно-азербайджанского конфликта и подыгрывал армянским сепаратистам, что в конечном итоге привело к войне и оккупации. Это значит, что мысли, прозвучавшие в последней статье Горбачева не соответствуют действительности и служат лишь попыткой оправдаться.