После Второй карабахской войны ситуация в регионе радикально изменилась. Внешние игроки «с удовлетворением констатируют», что обстановка остается спокойной, продолжается планомерная работа по реализации заявлений президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении по Карабаху от 9 ноября 2020 года и от 11 января 2021 года». Эти же игроки, правда, иногда, выражают «готовность к координации по различным аспектам карабахского урегулирования, в том числе по линии Минской группы ОБСЕ». Одним словом, ситуация изменилась, но одно остается неизменной – это тема Минской группы ОБСЕ.

Минская группа ОБСЕ (OSCE Minsk Group) – группа стран-членов ОБСЕ, созданная в 1992 году для решения вопроса по мирному урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Странами-сопредседателями МГ ОБСЕ являются Франция, Россия и США.

Faktyoxla Lab. попытался выяснить, насколько тема МГ ОБСЕ актуально и насколько эта структура может быть вовлечена в процессы, которые в данное время происходят в регионе. 

Начнем с того, что в Баку хорошо помнят о том, что в период Второй карабахской войны одна из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ открыто занимала проармянскую позицию. Звучали даже призывы добиться исключения Парижа из состава посредников-сопредседателей. В качестве аргументов, приводились доводы о том, что, во-первых, Азербайджан считает конфликт завершенным делом, а во-вторых, поскольку часть Карабаха с центром в городе Ханкенди перешла под временное управление российских миротворческих сил, то и одной России, которая сыграла главенствующую роль в завершении боевых действий и в правовом урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, вполне достаточно. То есть МГ ОБСЕ исчерпала свой потенциал, никто в ней уже не нуждается, а поскольку т.н проблема нагорно-карабахского конфликта ушло в небытие, то эта структура может возобновить свою деятельности только в формате восстановления мирной и стабильной жизни в постконфликтный период. 

Официальный Баку считает, что необходимы кардинальные перемены по изменению мандата МГ ОБСЕ или перевод ее в иной формат. К примеру, она может внести вклад в решение вопроса по налаживанию взаимного доверия между Баку и Ереваном, поскольку выполняет посредническую роль. 

Кстати, так считает и Москва, которая еще в середине прошлого года, устами главы комитета Совета Федерации по международным делам Григория Карасина высказалась по этому поводу: "Думаю, что они [сопредседатели минской группы ОБСЕ: Россия, Франция, США] в этой работе могли бы сыграть полезную роль. Эта "тройка" имеет опыт и солидную внешнюю поддержку. Как представляется, можно было бы возобновить практику регулярных встреч министров иностранных дел Азербайджана и Армении под эгидой сопредседателей ОБСЕ, что получило бы ощутимый международный резонанс".

Что касается армянской стороны, то редкие совместные заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в большей мере, но не полностью, устраивают ее. Для Армении важно, чтобы сопредседатели возобновили свою деятельность в прежнем формате, в том же составе и с тем же мандатом. Поскольку роль России в урегулировании конфликта резко возросла, их не устраивает возможная самостоятельная и единоличная посредническая миссия Москвы. 

В Армении обеспокоены тем, что посредники, во-первых, после окончания войны ни разу не упомянули о принципе уважения права нации на самоопределение, а во-вторых, не желают сами проявлять инициативу и лишь предлагают свою помощь в организации диалога вокруг тем, которые определят сами стороны. 

Но все же власти Армении всегда выражали готовность к возобновлению переговоров с участием представителей ОБСЕ. Армянские политологи не раз указывали, что возврат к формату Минской группы ОБСЕ выгоден Армении и «поддерживается странами Запада». Власти Азербайджана также могут согласиться на возобновление переговоров, если будут предложены пути достижения мира на основе взаимного признания территориальной целостности двух стран. В Баку уверены, что сопредседателям МГ ОБСЕ лучше сосредоточится на наиболее важных вопросах нового постконфликтного периода.  Ведь, урегулированный конфликта создает перспективы для налаживания нормальных отношений между Азербайджаном и Арменией на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ. Актуальность МГ ОБСЕ как посредника в урегулировании конфликта отпала, поскольку военная составляющая проблемы разрешена, Азербайджан освободил большую часть своих территорий, и установлен режим прекращения, который уже больше года соблюдается.

А сегодняшние реалии таковы, что уже создана новая площадка сотрудничества шести стран региона - Турции, Азербайджана, России, Ирана, Грузии, Армении (так называемая "платформа шести" или формат "3+3"),  которая дает надежду на восстановление мирной жизни в регионе. Платформа предусматривает поствоенное региональное сотрудничество Армении, Азербайджана и Грузии с тремя крупными и влиятельными соседями – Турцией, Россией и Ираном. Лидеры Азербайджана и Турции предлагают разблокировку всех путей сообщения и налаживание транзитных перевозок по территории Армении, которые были прекращены после начала карабахского конфликта.

И дальнейшая судьба МГ ОБСЕ во многом будет зависеть от перспектив этой самой платформы.