По просьбе президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева в эту страну направлен контингент вооруженных сил ОДКБ. В основном, это российские военнослужащие. Как следует из официального заявления ОДКБ, президент Казахстана рассматривает складывающуюся в ситуацию как "вторжение бандформирований, подготовленных из-за рубежа" и попросила об оказании военной помощи.

Согласно официальным данным, общая численность миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности - около 3 600 человек. Эти контингенты предназначены для участия в миротворческих операциях ОДКБ. Для комплектования миротворческих сил страны-участницы организации в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты.

В Вооруженных силах РФ есть отдельная миротворческая бригада, которая входит в состав Центрального военного округа, она дислоцируется в Самарской области. Военных прислали РФ, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Армения.

Напомним, что митинги против резкого повышения цен на сжиженный газ начались в Казахстане 2 января в Жанаозене (город в Мангистауской области, на юго-западе Казахстана). Затем они переросли в массовые протесты по всей стране с экономическими и политическими требованиями. Начиная с 4 января в Алмаате и практически по всей стране, произошли столкновения протестующих с силовиками. С обеих сторон есть пострадавшие. На всей территории страны введен режим чрезвычайного положения.

Также отметим, что на данном этапе председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ в порядке очередности является премьер-министр Армении Никол Пашинян. В заявлении распространенном от его имени говорится: «В связи с обращением Президента Республики Казахстан К.-Ж.К.Токаева и ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету Республики Казахстан, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьёй 4 Договора о коллективной безопасности принял решение направить Коллективные миротворческие силы ОДКБ в Республику Казахстан на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране».

Что примечательно, в самой Армении неоднозначно воспринимается решение об отправке  армянских военнослужащих в Казахстан. И дело тут вовсе не в том, что есть возмущение, к примеру, вмешательством во внутренние дела другого государства. Многие жители страны задаются вопросом: почему ОДКБ не послала войска в Армению во время войны с Азербайджаном?

Faktyoxla Lab. попытался выяснить, во-первых, насколько обоснованы претензии армян относительно бездействия ОДКБ во время Второй карабахской войны, а во-вторых, насколько законно и соответствует ли уставу этой организации ввод войск в Казахстан.

Что касается Армении, то начнем с того, во время июльских событий на товузском направлении госграницы в июле 2020 года Армения обратилась в ОДКБ и ожидала вмешательства организации. Бывший министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян тогда провел телефонный разговор с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем.

Мнацаканян представил Засю "подробную информацию о нарушениях перемирия вооруженными силами Азербайджана 12 июля сего года с применением артиллерийского огня в направлении Тавушской области РА, о возобновлении этих действий утром 13 июля, а также о последствиях дальнейшего обострения ситуации. Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул неприемлемость подобных действий в отношении государства-члена ОДКБ".

В связи с этим на 13 июля было назначено экстренное заседание постоянного совета ОДКБ. Однако оно так и не состоялось.

Экстренное заседание постоянного совета Организации Договора о коллективной безопасности в связи с обострением обстановки на армяно-азербайджанской границе отложено для консультаций по формату, в котором будет проходить обсуждение ситуации, сообщил РИА Новости пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.

Комментируя факт несостоявшегося заседания, российский военный политический эксперт Павел Фельгенгауэр сказал, что ни одна страна в ОДКБ не будет вмешиваться в этот конфликт. "Казахстан, Кыргызстан, Беларусь отправят армию против Азербайджана? Никогда! Ни в коем случае этого быть не может. Что касается России, да, Россия присутствует в регионе. В Армении находятся российские войска. Однако вмешиваться в армяно-азербайджанский конфликт со стороны Армении не в интересах России... Об этом свидетельствует и тот факт, что сначала было созвано экстренное заседание ОДКБ, а затем отложено на неопределенный срок. Никто не может заставить ни Россию, ни других членов ОДКБ воевать против Азербайджана. На мой взгляд, решение о переносе экстренного заседания ОДКБ также было принято в Москве. Это показывает, что Армения в настоящее время находится в изоляции. Вступление военизированного ОДКБ в этот конфликт не в интересах государств-членов организации".

Далее, Армения обратилась к ОДКБ во время 44-дневной войны. И тогда ей объяснили, что военные действия происходят на всеми признанной территории Азербайджана и никакой угрозы для Республики Армении не представляют.   

В третий раз Армения обратилась в ОДКБ в мае прошлого года. Речь идет о том, что 12 мая азербайджанская сторона в рамках уточнения границы заняла позиции у озера Гарагель, расположенного на границе Лачинского района. Официальный Ереван обвинил Азербайджан в агрессии, утверждая, что эта территория Армении. Затем премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился к ОДКБ и руководителям стран-членов организации с просьбой вмешаться в ситуацию. В этот период официальный Баку выступил с заявлением по этому вопросу и прояснил ситуацию на границе. Как заявила пресс-службе Министерства иностранных дел, пограничные силы Азербайджана размещены на позициях, расположенных на азербайджанской территории. МИД Азербайджана рекомендовал Армении принять реальность режима межгосударственной границы по Зангиланскому, Губадлинскому, Лачинскому и Кельбаджарскому районам и без оснований не нагнетать обстановку в регионе.

Также и российская сторона, как член ОДКБ, заявила, что не видит причин для обострения эмоций. Министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказал о необходимости начать демаркацию и делимитацию границ. Он подчеркнул, что с этой целью Москва выступила с инициативой создания совместной азербайджано-армянской комиссии. На самом деле Москва тем самым пояснила, что дело в разграничении и, следовательно, она не согласна с претензиями Еревана.

Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявил журналистам, что обострение ситуации на юге Армении - это пограничный инцидент и не подпадает под положения устава ОДКБ о коллективной обороне: "Надо понимать, что потенциал ОДКБ задействуется только в случае агрессии, нападения (на одну из стран-членов). Здесь же мы имеем дело, по сути, с пограничным инцидентом".

Таким образом, Армении дали понят, что не стоит рассчитывать на появление на границе сил ОДКБ. А заявления Пашиняна бесперспективны и не имеют под собой реальной основы. Дело в том, что госграница между Азербайджаном и Арменией и тогда, и сейчас не согласована. Нет документального подтверждения, что Азербайджан нарушил границу Армении и вторгся на ее территорию. В ситуации речь шла о пограничных спорах, а не агрессии, и потому ОДКБ воздержалась от вмешательства.

Стоит также обратить внимание на невмешательство ОДКБ и в пограничный конфликт двух членов организации – Таджикистана и Киргизии – в 2021 году. И тогда ОДКБ воздержалась от военного вмешательства, не стала выступать в роли арбитра, и предпочтение было отдано дипломатическим путям устранения напряженности.

Теперь попытаемся понять, насколько законно и соответствует ли уставу этой организации ввод войск в Казахстан.

Сразу же отметим, что это первый случай в истории ОДКБ, когда организация направила коллективные войска в одну из стран-членов. Вопрос о правомерности этого шага возник у многих политиков, экспертов, общественных деятелей и обычных обывателей во многих странах мира, ведь Устав ОДКБ допускает взаимную помощь стран-членов лишь в случае внешней агрессии. В статье 4 Договора о коллективной безопасности отмечается, что, если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.

Как видно, задачи и полномочия организации конкретно определены.  Страны-участницы могут оказывать военную поддержку только в том случае, если территория одной из них подвергается вооруженному нападению.

Кстати, теперь у Вашингтона «есть вопросы» о законности запроса властей Казахстана на развертывание в стране сил ОДКБ. Госдепартамент США также надеется получить от властей Казахстана ответ, чем была вызвана необходимость ввода в страну миротворческого контингента ОДКБ.

Евросоюз призвал Россию уважать суверенитет и независимость Казахстана на фоне отправки в республику воздушно-десантных войск. В Еврокомиссии призвали все стороны к сдержанности. В ООН считают важным, чтобы силы безопасности защищали права народа на мирные демонстрации.

А вот первый зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Госдумы РФ Константин Затулин сказал «РИА Новости»: «Да, других таких случаев не было. В Уставе ОДКБ не было формально таких целей и задач, как помочь навести порядок в стране. Но в 2000-е годы после корректировки Устава появилась запись, в соответствии с которой возможно обращение в ОДКБ со стороны властей страны-участницы за помощью в наведении порядка в случае внутренней дестабилизации. Именно на этом основании сейчас проводится операция»

Отметим, что никакой поправки, внесенной в Устав ОДКБ, которая бы напрямую аргументировала бы правомерность направления в Казахстан коллективных сил ОДКБ, мы не нашли.

Наоборот, в статье 3 Устава отмечается, что целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Кроме того, ни одного факта военной интервенции на территорию Казахстана до сих пор не зафиксировано. То есть, получается, что в реальности ОДКБ — это лишь ширма для подавления внутренних волнений в странах, входящих в эту организацию. Официальные власти стран-участниц этой организации почему-то решили назвать контингент в Казахстане миротворческим. Насколько оправданно и законно такое название и само вмешательство иностранных вооруженных сил в казахстанский конфликт? По сложившейся в ООН и других международных организациях практике, миротворцы направляются в зоны региональных конфликтов, как правило, по согласованию со всеми сторонами конфликта. Исключение может быть сделано в случае массовой гибели мирного населения, чтобы, например, остановить геноцид того или иного племени (Руанда, Бурунди) или прекратить кровопролитие. В таких случаях проводится операция по принуждению к миру или гуманитарная операция. Решение на применение военной силы в том или ином конфликте принимается консенсусом всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН. Пока все слышали лишь обращение президента Казахстана к ОДКБ с просьбой о военной помощи. В качестве повода или предлога к вводу иностранных войск на территорию своей страны он назвал восставших жителей террористами и указал на какую-то их гипотетическую связь с зарубежными силами. Этот свой тезис президент не раскрыл и остается только догадываться, что он имел в виду? Получается, силовые структуры Казахстана заняли нейтральную позицию во внутреннем конфликте восставших с властями или даже частично перешли на сторону бунтовщиков? Тогда иностранные военные ОДКБ превращаются в интервентов, прибывших для поддержки власти.

«Люди, которые идут очищать от взбунтовавшегося населения города, это не миротворцы, а в лучшем случае военно-политическая операция, а в худшем военная интервенция. Пока там нет хоть какого-то успокоения и понимания, какие стороны и о чем могут договориться, и где между конфликтующими сторонами могут встать миротворцы, это не миротворцы, а интервенты, которые могут быть приглашены законным правительством», – считает главред Carnegie.ru Александра Баунов.

Напомним, что интервенция (лат. interventio — вмешательство) — это военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет. Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии), дипломатической, информационной, экономической и многих других видов. Все виды интервенции несовместимы с Уставом ООН и запрещены международным правом.

По мнению некоторых экспертов, ОДКБ должна помогать своим странам-участницам защищать свою территорию от нападения извне. Но ОДКБ не должно быть полицейской силой, это неприемлемо.

Известный советский и российский журналист Андрей Караулов резко осудил ввод российского контингента войск с целью подавления беспорядков в Казахстане. Журналист сравнил ввод войск в Казахстан с кровавым вторжением советских войск в Баку. В своей авторской передаче на Youtube Караулов отмечает, что у России и других стран ОДКБ, согласно договору, не было полномочий направлять войска в Казахстан. В договоре ОДКБ указано, что страны могут помогать друг другу лишь в случае внешней агрессии.

«Нужно понимать, что вводят не Росгвардию, а десантников. Точно так же, как в январе 90-го года десантники вошли в Баку. Мы помним «Кровавый январь». Тогда в Баку десантники генерала Лебедя закололи штыками и проехали бронетранспортерами по простым жителям города. Их жертвами стали и грудной младенец и 92-летний старик. Все жертвы наших десантников похоронены на Аллее в Баку. Туда кстати приходил президент Путин и возлагал цветы к могилам погибших. Десантники Лебедя и спасали тогдашнего руководителя Азербайджана Везирова», - сказал он.

По мнению же бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, чтобы понять, насколько законным был ввод миротворцев ОДКБ в Казахстан, следует ознакомиться со спецификой формулировок Устава ОДКБ. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники обязываются предоставить ему необходимую помощь.

Таким образом, юридическое обязательство принимает форму договорного обязательства в виде помощи другому государству-члену в случае внешней угрозы. События в Казахстане же являются внутренним делом этой страны, при этом вмешательство ОДКБ с политической точки зрения трудно оправдать.

По его словам, в Казахстане говорят о внешней агрессии и террористической угрозе для оправдания интервенции ОДКБ. Но ОДКБ приняла решение о вводе миротворцев в Казахстан исходя из просьбы Президента Касым-Жомарта Токаева.

Экс-посол США в Азербайджане подчеркнул, что между интервенцией сил ОДКБ в Казахстан и кровавыми событиями 20 января 1990 года в Баку есть определенное сходство.

"Напомню, ввод боевых частей армии СССР в Баку был одобрен со стороны советской Москвы для подавления масштабных выступлений народных масс. В случае с Казахстаном интервенцию осуществляет блок ОДКБ", - резюмировал Мэтью Брайза.

И, наконец, символичным является заявление эксперта национального антитеррористического комитета, ветерана спецподразделения «Вымпел», писателя Валерия Киселева, который хотя и завуалированно высказался о ситуации «ОДКБ - в Казахстане»: «Российские войска нужно будет вывести из Казахстана сразу после того, как они помогут успокоить ситуацию». Он подчеркнул, что долгое пребывание российских войск в Казахстане накалит отношения между двумя странами.

Киселев сравнил военные подразделения со скальпелем, которым можно и провести сложную хирургическую операцию и резануть так, что потом кровь нельзя будет остановить.

Учитывая вышесказанное, приходим в выводу, что правомерность ввода миротворцев ОДКБ в Казахстан у многих вызывает сомнение.