Это фото было напечатано в апрельском номере журнала "Огонек" (одного из самых популярных журналов в бывшем СССР) за 1992 год в статье Константина Смирнова "Страх"( №14-15 ). Статья сопровождается фотоснимком итальянского фотокорреспондента SIPA Энрико Сарзини, который запечетлел момент, когда молодой парень в сопровождении вооруженных армян несет трехсветный флаг. Плененного молодого азербайджанца зовут Натиг Гасымов.

Джафар Джафаров, попавший в плен во время ходжалинских событий, один из тех, кто последним видел Натига: "Армяне мне сказали, что ваши тюрки захватили нашу церковь, перебили большинство наших людей. Армяне привели меня в лес. В правой стороне было видно разрушенное строение, над которым развевался трехцветный флаг. Сказали мне, что если сможешь уговорить их сдаться, то отпустим тебя и остальных 20 пленных. Если они не сдадутся, взорвем церковь, а пленных расстреляем. Армяне спрятались в кустах и за скалами в 100 метрах от церкви. Я, ползая дошел до церкви. Увидел несколько трупов наших солдат. Из церкви тянулся дым. Мокрый трехцветный флаг тяжело развевался над церковью. ( Источник )

Джафар Джафаров рассказывает: «Дойдя до церкви, на родном языке сказал: "Кто тут есть, я пленный из Ходжалы, меня отправили к вам". Услышал кашель и звуки шороха. Еле слышимый голос звал меня. Я начал идти в сторону, откуда доносился голос. С дымохода падал свет, где я увидел автомат, ручной пулемет, большое количество патронов. Он лежал лицом вниз. Я подошел к нему и спросил, не ранен ли он? Еле слышно ответил, что ранения нет, попросил у меня воды. Воды не было, я дал ему несколько кусков высохшего хлеба. Он нехотя, но поел...Я спросил о его товарищах. Ответил, что командир отправил его с 6 солдатами сюда. Троих убили армяне, об остальных ничего не известно. Пять дней остался один. Я спросил, почему он не сбежал? Он сказал, что обещал командиру не оставлять флаг и пост, ждал помощи, но никто не пришел.

Я передал Натигу требование армян. Почувствовал, что сказанное мною ему не по душе. Сказал, что остались две пули, но будет сражаться до конца. Я попросил его застрелить меня, чтобы умер от пули своих солдат. Он на миг задумался и сказал, что допустим я вас застрелю, почему из-за меня должны умереть 20 человек? Он выстрелил в воздух, крикнул в сторону армян, позвал их. Армяне сперва колебались, не решались подойти. Увидев меня прибежали все. Обыскали Натига. Они не могли верить тому, что несколько дней он сражался один. Начали непрерывно обстреливать церковь. Увидев, что никого в церкви нет, пришли в замешательство и рассердились. Когда Натиг с нашим трехцветным флагом на руках шел среди бородачей, иностранные журналисты сфотографировали его. Потом я узнал, что фотография появилась в журнале "Огонек". Армяне привезли нас в БТР в аскеранскую крепость. Меня заключили в КПЗ отделения милиции, а Натига отвели к военному коменданту. Впредь я Натига не видел. 14 марта 1992 года нас, 21 пленных обменяли на кладбище вблизи Агдама".

Неоценима заслуга "Огонька" в распространении этого героизма на весь бывший Советский Союз. Корреспондент газеты "Огонек" К. Смирнов писал: "...мы направились из Степанакерта (настоящее название Ханкенди — ред.) в Аскеран. Оттуда систематически доносились звуки стрельбы. До Аскерана мы не доехали, так как встретились с БТРс вооруженными бородачами. По полученной информации, несколько дней назад противоположная сторона заняла в горах село. Армяне вынудили их уйти, но в церкви (Албанской церкви – прим. ред.).) осталась группа "боевиков" Азербайджанской Национальной Армии. Они ехали освобождать церковь. Никому не было известно количество азербайджанцев, находящихся в церкви, но отряд уже потерял два человека. Они применили различные средства - от слезоточивого газа до гранат, но так и не смогли достичь цели. Мы начали их преследовать. К сожалению, не смогли доехать до места события. Наша машина у подножия горы застряла и БТР скрылся из виду. Ни в тот день, ни на следующий армяне не смогли захватить церковь, лишь с третьей попытки заставили сдаться единственного оставшегося в живых защитника церкви. Попавший в плен молодой парень был весь черный от копоти. Он пять дней голодным пробыл в церкви..."

Эти слова сказал автор статьи родственникам Натига, которые посетили редакцию журнала "Огонек" после публикации. По словам корреспондента, когда он выезжал из Карабаха Натиг был жив. К.Смирнов обещал родным Натига оказать помощь в его поиске, однако впоследствии по неизвестным причинам отказался от обещания.

Известный журналист Сабухи Мамедли писал в 2016 году:

«Февраль 2015 года. Отель Myatos, Милан, Италия.

Рано утром эта фотография была отправлена ​​в ящик сообщений на моей странице в Facebook. Краткое описание ниже:

«Вероятно, вы не видели это фото в прессе. Фотография была сделана итальянским фотографом Энрике Сарсини. Посмотрим, сможете ли вы найти его в Италии. Можно узнать историю этой фотографии, и что стало с Натигом?»

... Мы нашли Энрико Сарсини в Тоди, недалеко от Перуджи. Он на пенсии. Несмотря на то, что он был стар и болен, он узнал это изображение. «Я снимал», — сказал он.  В Карабахе. Потом отдал своему другу, корреспонденту «Огонька» Константину Смирнову. Он опубликовал его в журнале.

А Натиг?

- Снимал и в подвале, где его допрашивали армян. Он вел себя как герой, был очень хладнокровным. Но, к сожалению, я не знал, что было дальше.

Мы также искали еще одного свидетеля, Константина Смирнова. Нам никак не удавалось найти координаты Смирнова, который готовил передачи по своими проектами на различных российских телеканалах.

После долгих поисков мы все же нашли Константина Сергеевича, который сейчас возглавляет одну из частных телекомпаний.

5 апреля 2016 г.

Москва, Арбат, Дом Актера.

Он пришел на встречу вовремя.

- Конечно, помню, помню все свои статьи. Когда я уезжал из Карабаха, Натиг был жив. Его допрашивали и высокопоставленные чиновники. Наверное, хотели узнать какую-то военную тайну. Но он был обычным воином. Кто допрашивал? Я не знал их? Но я помню одного человека. Роберт его звали. Подождите минутку, как его фамилия? Да, да, Кочарян. Он сказал местным журналистам, что его не убьют. Он будет доставлен в Армению и будет осужден по законам военного времени.

- Его отвезли?

- Не знаю, я вернулся в Москву. ( Источник )

Большинство азербайджанцев знают об этом событии. О героизме Натига Гасымова есть различные статьи, книги и фильмы. Статья не об этом.

Дело в том, что прецедент Натига Гасымова уникален. При пленении Натига Гасымова там присутствовали два иностранных журналиста. А одна из жертв Ходжалинской трагедии является свидетелем его пленения. Этот факт может стать серьезным основанием для возбуждения уголовного дела против армянского военного руководства.  

Так, по данным Государственной комиссии по делам пленных, пропавших без вести и заложников, Натиг Гасымов также находится в списке лиц, зхвченных в плен армянами. Несмотря на неоднократные обращения Госкомиссии, армянская сторона до сих пор скрывает судьбу Натига от Азербайджана и международных организаций.

Что по этому поводу говорят международное право и нормы?  

12 августа 1949 года были приняты четыре Женевские конвенции, обеспечивающие необходимую защиту и гуманное обращение с гражданскими лицами, а также защиту жертв войны в рамках международного гуманитарного права. (Источник) В настоящее время более 190 стран мира подписали Женевские конвенции. Следует отметить, что правительство Азербайджана присоединилось к этим конвенциям с 1993 года.

 Одной из таких конвенций является III Женевская конвенция об обращении с военнопленными. Помимо Конвенции, к основным международно-правовым документам, регулирующим обращение с военнопленными, относятся Четвертая Гаагская конвенция о праве сухопутных операций и Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 г. , принятые в 1977 г. ( Источник ) 

Статья 3 В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и  возникающего  на  территории  одной  из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

 1. Лица, которые непосредственно не принимают участия  в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать

 участие  в военных  действиях  вследствие болезни,  ранения, задержания  или  по любой другой причине,  должны при всех обстоятельствах  пользоваться  гуманным обращением без всякой

 дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других

 аналогичных критериев.

 С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

 a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

 b) взятие заложников,

 c) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

 d) осуждение  и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом  учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми

 цивилизованными нациями.



Статья 4.  Военнопленными по смыслу настоящей Конвенции  являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) Личный  состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2) Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный  состав  организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на

 их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления,  отвечают нижеследующим условиям:

 a) имеют  во  главе  лицо,  ответственное  за  своих подчиненных,

 b) имеют  определенный  и  явственно  видимый  издали отличительный знак,

 c) открыто носят оружие,

 d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Статья 5. Настоящая Конвенция будет применяться к лицам, указанным в статье 4, с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и  вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.

В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной из категорий, перечисленных в

статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.

При наличии или подтверждении этих условий к задержанным может быть применен режим военнопленных.

Важно отметить, что военнопленные являются разоруженными противниками, что они должны временно находиться под властью государства, как того требует Конвенция об обращении с военнопленными, и это государство должно нести полную ответственность за их судьбу.

Это основное требование международного обязательства государств обращаться с военнопленными. Согласно международному гуманитарному праву военнопленные должны находиться под непосредственной защитой государства, не под контролем какой-либо воинской части или какого-либо конкретного лица, взявшего их в плен, и ни при каких обстоятельствах не могут содержаться в воинских частях.



На самом деле, еще до этого инцидента армянские военные неоднократно игнорировали требования Женевской конвенции 1949 года, зверски и бесчеловечно обращались с гражданскими лицами, которых они держали в заложниках, пытали их и серьезно угрожали их здоровью. Многие из них погибли в армянском плену в результате пыток или болезней. На сегодняшний день есть свидетельства того, что некоторые из пленных использовались в качестве рабов на тяжелых физических работах в Армении и на оккупированных территориях.

Уже доказано, что большинство пленных и заложников стали жертвами торговли людьми под непосредственным контролем Армении. Они использовались в кчество доноров при трансплантации органов, а их личность и достоинство были унижены. К сожалению, международное гуманитарное право, призванное зашишать наш народ от горьких последствий войн, сознательно игнорирует и не реагирует на подобные факты.

Но после войны ситуация изменилась. Как известно, вместо передачи другой стороне 8 армянских военнослужащих, армянская сторона должна предоставить азербайджанской стороне информацию об азербайджанских военных и гражданских, погибших в первой армяно-азербайджанской войне и захороненных в братских могилах, а также местонахождение таких массовых захоронений. Источник )

Об этом говорится в сообщении Государственной комиссии по делам пленных, пропавших без вести и заложников Азербайджанской Республики.

Было отмечено, что Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Европейского Союза Эммануэль Макрон, Президент Европейского Совета Шарль Мишель и Премьер-министр Армении Николь Пашкина 4 февраля провели видеоконференцию по инициативе Президента Франции. Был поставлен вопрос об информировании азербайджанской стороны о местонахождении массовых захоронений наших граждан, пропавших без вести в первую армяно-азербайджанскую войну, и армянская сторона обязалась сотрудничать в этом вопросе.

Таким образом, если Натиг Гасымов жив, согласно Конвенции, его длительное пленение противоречит всем нормам международного права. Нет, если он был убит без решения суда после допроса в качестве военнопленного, военное руководство Армении по-прежнему несет ответственность по этой Конвенции. Мы должны серьезно разобраться с этим прецедентом и восстановить попранные права героического азербайджанского солдата.