Турция не может одобрить вступление Финляндии и Швеции в НАТО, поскольку эти страны потакают террористическим организациям и вводили санкции против Анкары. Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на совместной пресс-конференции с алжирским коллегой Абдельмаджидом Теббуном в Анкаре.

«Мы не будем говорить «да» вступлению в НАТО тех, кто вводит санкции против Турции», - сказал турецкий лидер.

Глава государства также отметил, что ни одна из этих стран не имеет четкой и недвусмысленной позиции в отношении террористических организаций.

Президент Эрдоган также прокомментировал намерение делегаций Швеции и Финляндии посетить Турцию для обсуждения заявок своих стран на членство в НАТО. «Они едут нас убеждать? Пусть не обижаются, но им не стоит утруждать себя», - сказал президент Турции.

Турция обвиняет две скандинавские страны в укрывательстве членов Рабочей партии Курдистана (PKK), которую она считает террористической организацией, а также последователей Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в организации попытки государственного переворота в 2016 году.

Правительство Эрдогана также обещало блокировать принятие заявок на вступление в НАТО от тех стран, которые ввели санкции против Турции.

В 2019 году Финляндия и Швеция ввели эмбарго на поставки вооружений Турции после того, как Анкара начала боевые действия в Сирии.

Стокгольм и Хельсинки 18 мая этого года вместе подали заявки в НАТО.

Faktyoxla Lab. попытался разобраться, в чем состоит сложность ситуации.

Начнем с того, что еще несколько дней назад многие не до конца верили в стойкость Турции по данному вопросу.

К примеру, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил уверенность, что государствам Североатлантического альянса удастся устранить возражения Турции касательно членства Швеции и Финляндии. Об этом он заявил по итогам неформального заседания министров иностранных дел стран НАТО в Берлине в воскресенье, 15 мая. Официальная Анкара "дала четко понять, что в их намерения не входит блокирование членства", подчеркнул Столтенберг.

Но дело в том, что вступление новых стран в НАТО возможно только при единогласном согласии всех нынешних государств-членов.

Турецкая газета Star перечислила порядок вступления в НАТО, который нужно пройти Швеции и Финляндии:

-эксперты НАТО и представители приглашенной страны проводят в Брюсселе переговоры о том, соответствует ли кандидат политическим, юридическим и военным требованиям НАТО и может ли выполнить экономические, военные, юридические, политические и разведывательные обязательства членства или нужны реформы;

-приглашенная страна направляет генсеку НАТО официальное письмо о намерениях и заявляет, что принимает на себя обязательства членства, а если будут реформы - в письме указывается их календарь;

-НАТО готовит протоколы о присоединении нового члена к Североатлантическому договору, их подписывают действующие страны-члены альянса;

-протоколы должны ратифицировать страны НАТО в соответствии со своими внутренними процедурами;

-все страны НАТО после завершения ратификации уведомляют США (депозитарий Североатлантического договора), что утвердили протоколы;

-генсек НАТО приглашает нового члена вступить в альянс;

-кандидат завершает собственные процедуры и представляет США свой документ о присоединении, становясь членом НАТО.

Между тем глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил 14 мая о том, что турецкий народ выступает против вступления Швеции и Финляндии в НАТО. По его словам, турецкие солдаты сейчас борются против «курдских экстремистов», которых поддерживают Стокгольм и Хельсинки. В Анкаре считают недопустимым, чтобы будущие члены альянса поддерживали врагов другой страны-члена организации. «Турция не возражает по поводу расширения НАТО, но выступает против поддерживающих террористов стран», — добавил министр.

Многие курдские организации (например, Рабочая партия Курдистана, PKK) признаны террористическими не только в Турции, но и на Западе — в США и ЕС. Однако некоторые европейские страны, включая Швецию и Финляндию, относятся к курдским террористам сочувственно. Двойственность позиции Брюсселя по отношению к РПК подчеркивает решение Европейского суда о том, что РПК была включена в список террористических организаций незаконно. Что, впрочем, не помешало ее там оставить.

«Предыдущие администрации допустили ошибку, вернув Грецию в военное крыло НАТО. Мы не хотим совершить вторую ошибку в этом отношении. Скандинавские страны стали вторым домом для PKK и DHKP-C. Мы не можем смотреть на это позитивно», — заявил президент Турции Реджеп Эрдоган.

Мевлют Чавушоглу после разговора с финским и шведским коллегами отметил, что если финны «очень уважительно относятся к нашей позиции», то шведы были «более провокационными». Он затронул вопрос о прекращении поставок курдам военной техники из северных стран. Также, по его словам, Турция на встрече глав дипведомств НАТО довела до партнеров обеспокоенность связями Финляндии и Швеции с рабочей партией Курдистана.

В Европарламенте в адрес турок уже слышны угрозы. Турцию может ожидать изоляция в НАТО в случае, если она заблокирует вступление Финляндии и Швеции в альянс, заявил глава ведущей фракции Европарламента Европейской народной партии, депутат Европарламента из Германии Манфред Вебер в разговоре с медиагруппой Funke.  Нет никаких оснований замедлять или блокировать их вступление, считает он.

Сейчас турецкое правительство хочет воспользоваться моментом, чтобы добиться от стран НАТО более решительного осуждения курдов членами альянса или каких-то других дивидендов, говорит АиФ.ru турецкий политолог Керим Хас. Ведь даже одна страна может заблокировать принятие новых членов.

«Просто так Эрдоган не отступится, тем более что у него тоже есть козыри в рукаве. Например, сирийские беженцы, — считает политолог. — Но и серьезного намерения противостоять расширению у Турции тоже нет, поэтому в ходе переговоров, получив что-то от европейских стран, Анкара уступит».

Агентству Bloomberg высокопоставленные турецкие чиновники сообщили, что у Турции есть ряд требований в обмен на одобрение заявок Швеции и Финляндии о вступлении в НАТО.

Анкара настаивает на том, чтобы новые кандидаты осудили действия курдских террористов — как внутри Турции, так и за ее пределами. Хотя все члены НАТО признают Рабочую партию Курдистана (PKK) террористической организацией на территории Турции, многие из них поддерживают и даже вооружают ее сирийское ответвление.

Кроме того, Турция хочет, чтобы Швеция и Финляндия отменили ограничения на экспорт оружия, которые они ввели против Анкары в 2019 году.

Следующее требование — включение государства в программу поставок новейших истребителей F-35, от которой страна была отстранена после покупки у России систем противоракетной обороны С-400. Турция также ставит вопрос о приобретении у США десятков военных самолетов F-16s и комплектов модернизации для уже имеющихся истребителей.

Анкара отмечает, что сейчас считает ошибкой согласие на возвращение Греции в НАТО в 1980-х годах. Афины впоследствии стали ключевым препятствием на пути Турции к членству в ЕС. Исходя из этого, было бы неразумно ожидать, что Анкара изменит курс и согласится на членство Швеции и Финляндии в НАТО без предварительного разрешения существующих споров, утверждают источники.

Чтобы понят суть проблемы, надо вспомнить, что после того, как в 1984 году по Швеции прокатилась серия убийств лидеров курдской общины, за которыми стояла PKK, здесь под нажимом тогдашнего премьер-министра Улофа Пальме заговорили об изменении законодательства в области миграции и борьбы с терроризмом, даже выслали из страны восемь членов PKK. В ответ эта террористическая группировка приговорила к смерти Улофа Пальме.

Глава шведского правительства был застрелен на одной из улиц Стокгольма в феврале 1986 года. Преступление так и не было раскрыто – полиция через два года после покушения задержала некоего Христера Петерсена, безработного наркомана, однако позже освободили и его за недостатком улик. Рассматривался в рамках следствия и “курдский след”, но шведская юстиция не нашла ему подтверждения. О причастности PKK к убийству У.Пальме вспомнили только в 1998 году.

Сначала об этом рассказал арестованный в Северном Ираке турецким спецназом Шимдин Сакык, более известный, как “Бармагсыз Зекя”, считавшийся на тот момент вторым человеком в PKK. По его словам, “принципиальное решение” было принято на встрече в Дамаске, где присутствовали лидер ПКК Оджалан, его приближенные, а также офицеры сирийской и иранской разведок.

Стрелял  в Пальме боевик PKK Хасан Хайри Гюлер. А помогали ему пятеро человек, в том числе сирийский дипломат, носивший кличку “Башир” и присутствовавший на встрече в Дамаске, – именно он позже доставил в Швецию оружие убийства – пистолет марки “Магнум-357”.

Позже об убийстве Улофа Пальме рассказал на суде и Оджалан – основатель и лидер PKK, указав, что ведущую роль в организации теракта сыграла его бывшая супруга Кайсери. В Стокгольме, однако, ограничились тем, что “приняли к сведению” результаты работы турецких спецслужб, и официально возлагать на PKK вину за убийство своего премьера не стали.

Как не парадоксально, на днях в Швеции прошло собрание, организованное т.н. Сирийским демократическим советом (SDC) – одним из ответвлений террористов РКК в Сирии.

Согласно сообщениям на веб-сайтах, близких к YPG/PKK, сборище под названием «Третий консультационный форум» прошло в Стокгольме под патронажем МИД Швеции и Центра Улофа Пальме (!?-ред.).

Члены YPG/PKK, а также представители министерств иностранных дел США и Италии приняли участие во встрече в режиме онлайн.

В программе заседания указывается, что «обсуждались предложения по успешной децентрализации» в районах, оккупированных террористической организацией YPG/PKK в Сирии.

В прошлый раз подобная встреча также проводилась в Стокгольме в апреле этого года.

Как сообщили представители турецкого правительства, Анкара неоднократно предупреждала Стокгольм о недопустимости предоставления места для проведения подобных собраний, но шведские власти не предприняли необходимых шагов.

Но как бы то не было, борьба с терроризмом слишком часто ставит власти европейских стран перед сложными “политическими вопросами”.

Вряд ли предоставление статуса беженцев курдским террористам объясняется “либерализмом”, “гуманизмом” и т.д., оно самым прямым образом связано с нежеланием европейских политиков допустить Турцию к членству в ЕС. Для того чтобы раз за разом отклонять заявку Анкары, постоянно изобретаются “благовидные предлоги”, чаще всего Турцию критикуют за “несоблюдение прав человека”.

Но так как найти лиц, преследуемых турецкими властями по политическим мотивам, непросто, а высказывать голословные обвинения неудобно и несолидно, в роли “политзаключенных” представляют террористов.