Азербайджан продолжает удерживать в заложниках армянских военнопленных и гражданских лиц, что является грубым нарушением международного гуманитарного права. Об этом заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на встрече с греческим коллегой Никосом Дендиасом.

«Нарушая международное гуманитарное право и обязательства, взятые на себя Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года, Азербайджан продолжает удерживать в плену армянских военнослужащих и мирных жителей, а судьба сотен пропавших без вести, в том числе десятков насильственно исчезнувших, остается нерешенной. Все цивилизованные страны мира, повторяю, все цивилизованные страны, используя все возможные поводы, должны способствовать, призывать и настаивать на том, чтобы Азербайджан вернул наших пленных», - сказал, в частности, Мирзоян.

Faktyoxla Lab. попытался выяснить, о каких военнопленных и мирных жителях говорит Арарат Мирзоян.

Судя по всему, речь идет, в первую очередь, о группе из 62 граждан Армении, задержанных на территории Ходжавендского района, перешедшего под контроль Азербайджана в результате Второй Карабахской войны. 

Начнем с того, что этот вопрос неоднократно поднимался армянской стороной. Еще в начале января 2021 года этот вопрос был упомянут в заявлении главы МИД РФ Сергея Лаврова.

 

Говоря о проблемах, возникших в процессе обмена пленными между Азербайджаном и Арменией, российский министр коснулся и этого вопроса, отметив, что поскольку упомянутая группа была была заброшена на перешедшую под контроль Азербайджана территорию в конце ноября, они не рассматриваются в контексте трехстороннего заявления от 9 ноября, положившего конец военным действиям в Карабахе. 

8 января 2021 года в качестве документа Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН было распространено письмо министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова в адрес генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.

В частности, в нем отмечалось, что в результате антитеррористических операций, проведенных соответствующими структурами Азербайджана, были задержаны 62 члена диверсионной группировки, которые являются гражданами Армении.

Соответствующее совместное сообщение Минобороны и Службы государственной безопасности Азербайджана было опубликовано на сайте МО еще в середине декабря 2020 года.

 

В нем говорится, что после подписания соглашения по Карабаху, предписывающему всем армянским формированиям покинуть освобожденные от оккупации территории Азербайджана, в лесистой местности в северо-западной части поселка Гадрут Ходжавендского района Азербайджана оставались разрозненные вооруженные формирования Армении, которые не покинули эту местность, вопреки усилиям российских миротворцев, которые по согласованию с азербайджанской стороной намеревались сопроводить их по Лачинскому коридору на территорию Армении.

В сообщении отмечается, что, в целом, военнослужащие миротворческих сил Российской Федерации с ответственностью и высоким профессионализмом выполняют свои обязанности по сохранению режима прекращения огня и эвакуации армянских военнослужащих, представляемых, как «заблудившиеся» и «пропавшие без вести».

Военнослужащие, отмечается в сообщении, оборудовали боевые позиции и предприняли террористические, провокационные и диверсионные действия против военнослужащих и лиц, выполнявших на данной территории гражданскую службу с азербайджанской стороны. Так, 26 ноября 2020 года в освобожденном от оккупации селе Сур Ходжавендского района в результате внезапного нападения армян на военнослужащих Министерства обороны Азербайджана, выполняющих служебные обязанности на этой территории, 3 наших военнослужащих погибли и 2 получили ранения, 8 декабря один военнослужащий погиб, а сотрудник компании «Azercell» получил серьезные ранения при установке средств связи и ретрансляционного оборудования близ поселка Гадрут того же района.

В такой ситуации, Служба государственной безопасности Азербайджанской Республики была вынуждена провести антитеррористическую операцию в этом районе.

В сообщении отмечается, что армянская сторона должна обеспечивать выполнение положений трехстороннего заявления, поддерживать соблюдение режима прекращения огня и мира, воздерживаться от провокаций посредством оставшихся на территории Азербайджана армянских вооруженных отрядов или остатков вооруженных сил Армении, а также от преднамеренного обострения ситуации и использования подобных случаев во внутриполитических целях.

Одним словом, 62 человека, на возвращении которых настаивала армянская сторона были задержаны с оружием в руках в ходе спецоперации МО и СГБ Азербайджана.

Косвенно, информацию азербайджанской стороны подтверждает распространенный в сети видеоролик на котором российские миротворцы выводят большой отряд армянских военных (сотню ополченцев) из окружения ВС Азербайджана возле сел Чайлаггала и Кёхне Таглар. В частности, 17 декабря он был опубликован topcor.ru. Минобороны Армении подтвердило достоверность этого видео. Следует отметить, что в результате освобождения ряда сел Ходжавендского района Азербайджана от армянской оккупации эти два села оказались в положении анклавов.

28 декабря “Кавказский узел” опубликовал информацию о боестолкновениях в районе сел Чайлаггала и Кёхне Таглар. Армянская сторона сообщила, что остается неизвестной судьба 73 военнослужащих. Позднее на армянских позициях у этих сел были обнаружены тела девяти солдат. 24 декабря стало известно, что родственники армянских солдат, попавших в плен во время боестолкновения в Гадрутском районе (Ходжавенд), обратились к российским миротворцам с просьбой помочь в их освобождении.

Группа из 62 армянских террористов-диверсантов, целенаправленно размещенная Арменией на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана, была задержана и передана следствию.  В социальных сетях также появились видеоролики, на которых более ста армянских военных без оружия идут в неизвестном направлении, их сопровождает большой отряд азербайджанских военных. Позже стало известно, что более 30 из них выбрались из окружения.

По официальной информации, все задержанные были призваны из Ширакской области Армении для службы в Вооруженных силах Армении и размещены на территории Азербайджанской Республики для совершения саботажа и актов терроризма против военнослужащих Вооруженных сил Азербайджана и его гражданского населения.

В ходе следствия было выявлено, что члены армянской диверсионно-террористической группы были засланы на территорию Азербайджана 26 ноября 2020 года, то есть после вступления в силу режима прекращения огня, достигнутого в трехстороннем заявлении, подписанном президентами Азербайджана и России и премьер-министром Армении.

Поскольку члены диверсионной группы были направлены на территорию Азербайджана для занятия диверсионно-террористической деятельностью в период после достижения режима прекращения огня, в соответствии с международным гуманитарным правом эти лица не считаются военнопленными и несут ответственность согласно уголовному законодательству Азербайджанской Республики.

Азербайджан открыто заявлял на различных официальных уровнях, что 14 декабря 2020 года в соответствии со своим обязательством азербайджанская сторона передала противной стороне 44 армянских военнопленных по принципу "всех на всех". Лица, освобождения которых сегодня требует Армения, не имеют никакого отношения к военнопленным. Эти люди были отправлены Арменией для осуществления подрывной и террористической деятельности после прекращения боевых действий, т.е. вступления в силу ноябрьского заявления.

Что касается Международного гуманитарного права, на которое широко ссылается армянская сторона, то этот свод правил скрупулезно фиксирует права различных участников военных действий. 

Международное гуманитарное право (право войны, право в условиях вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Ситуация с военнопленными регулируется  Женевскими конвенциями 1929 и 1949 годов, а также  Дополнительным протоколом I от 1977 года.  Однако зафиксированные в этих документах нормы не применимы в случае с упомянутой группой военнослужащих Армении, поскольку они были направлены на освобожденные территории Азербайджана уже после прекращения военных действий 10 ноября, то есть за пределами временных рамок вооруженного конфликта.

Согласно Женевским конвенциям военнопленных нельзя привлекать к ответственности за непосредственное участие в боях. Тем не менее, даже лица, задержанные за участие в военных действиях, не обладают иммунитетом от уголовного преследования за такие действия по применимому национальному законодательству.

Главный принцип МГП – разделение (принцип дискриминации) участников и целей военных действий на легитимные и нелегитимные. Согласно МГП, наемники, шпионы и диверсанты не считаются участниками военных действий (комбатанты), и защита последних на них не распространяется.

Итак, фиксируем, что 10 ноября стороны договорились о прекращении военных действий, 20 ноября миротворческий контингент ВС РФ завершил развертывание в зоне своей ответственности, а армянские вооруженные формирования не только не покинули освобожденные от оккупации территории Азербайджана, но и в ряде случаев атаковали военных и гражданских лиц. Таким образом Азербайджан по праву относил 62-х захваченных армянских военных не к военнопленным, а к диверсантам, поскольку они были заброшены на территории находящиеся под его юрисдикцией уже после прекращения военных действий.

Поскольку эти граждане Армении, находясь незаконно на территории Азербайджана по окончании военных действий совершали вооруженные нападения против военнослужащих и граждан этой страны, убили и ранили военнослужащих и гражданских, их действия, по законодательству Азербайджана квалифицируются как терроризм.

В конце декабря 2020 года суд в Баку вынес решение о заочном аресте 13 армянских военнослужащих, обвиняемых в военных преступлениях на территории Азербайджана. В основу обвинений армянских военных по делу о преступлениях на территории Азербайджана легла оперативная информация, а также материалы из зарубежных СМИ, сообщила Генпрокуратура Азербайджана. 

Отметим, что согласно Женевским конвенциям, военнопленных нельзя привлекать к ответственности за непосредственное участие в боях. Содержание их  под стражей не является формой наказания: цель этого –  лишь предотвращение  дальнейшего участия в вооруженном конфликте. Их следует освободить и репатриировать тотчас же по окончании военных действий.

Тем не менее, удерживающая держава может преследовать их в судебном порядке за предполагаемые военные преступления, но не за насильственные действия, имеющие законный характер согласно международному гуманитарному праву.

Особо отметим, что армянская сторона требует от Азербайджана возвращения пленных, но при этом сама не способна уточнить окончательные списки попавших в плен и пропавших без вести военнослужащих и мирных граждан Армении , судьба и местонахождение которых  в большинстве своем неизвестна.

Далее, в мае 2021 года Министерство обороны Азербайджана распространило заявление о пересечении армяно-азербайджанской границы армянскими диверсионными группами. В заявлении говорилось, что две армянские разведывательно-диверсионные группы пересекли азербайджанскую границу около 3 часов ночи в направлении населенного пункта Юхары-Айрым Кяльбаджарского района. Они пытались осуществлять минирование и другие диверсионные акты в пределах границ Азербайджана.

По данным азербайджанской стороны, 27 мая в 3 часа ночи две разведывательно-диверсионные группы вооруженных сил Армении пересекли государственную границу Азербайджана в двух направлениях: одна группа состояла из 9 военнослужащих, другая - из 15. Они пытались заминировать пути снабжения и другие места передвижения азербайджанских военных в этом районе. В результате операции, проведенной азербайджанской армией, было разоружено и задержано в общей сложности 6 человек, в том числе 4 рядовых и 1 офицер из первой армянской разведывательно-диверсионной группы и 2 военнослужащих из другой.

Армянская сторона выступила с заявлением относительно инструктажа этих военных групп и косвенно признала, что эти группы были направлены в этот район для диверсии.

Вначале Министерство обороны Армении объявило, что военнослужащие были направлены в этот район для проведения инженерных работ, а азербайджанская армия окружила и захватила их в плен.

Заместитель начальника штаба Вооруженных Сил Армении Эдвард Асрян заявил, что целью было окружить азербайджанских военных при обустройстве новых позиций. Однако азербайджанская сторона посредством разведывательных мероприятий установила, что армяне продвигаются в этом районе.

Никол Пашинян также признал, что армянские военные группы проводят минные работы в этом районе для повышения безопасности на границе.

Как мы видим, заявления армянского военно-политического руководства не совпадают. Один сказал, что целью было проведение инженерных работ, другой - установка мин для обеспечения безопасности на границе, а третий, что целью было окружить азербайджанских военных. Это говорит о том, что армянская сторона пыталась скрыть реальные детали инцидента на границе.

Слова армянского военно-политического руководства по этому вопросу совпадают только в одном пункте. Предположительно, подразделения азербайджанской армии захватили 6 армянских военнослужащих, перешедших на армянскую сторону. Чтобы доказать этот аргумент, Ереван начал распространять различную дезинформацию, делать противоречивые заявления и распространять сомнительные карты.

Министерство обороны Азербайджана тогда ответило на требование Армении, раскрыв географические координаты района, где были задержаны разведывательно-диверсионные группы. Эти координаты: 40 градусов 09 минут 06 секунд северной широты, 45 градусов 58 минут 07 секунд восточной долготы (40 09 06 N,  45 58 07 E).

Армяне попытались доказать, что азербайджанские военные проникли на территорию Армении на глубину 800-1500 метров, а в некоторых случаях - 3,5 км, эти координаты показывают, что рассматриваемая территория находится в пределах границ Азербайджана.

На топографических картах Генерального штаба Вооруженных Сил бывшего СССР, на которые часто ссылаются армяне, этот район также входит в границы Азербайджана.

С другой стороны, утверждения Еревана о том, что захваченные армянские военнослужащие находились на территории Армении, были необоснованными. Но, предположим, что это теоретически, было верно. В этом случае возникает вопрос: почему армяне проводили инженерные работы на своей территории, в 800-1500 метрах в тылу, а не на какой-либо высоте на границе? Или почему они заминировали свою территорию? Если они действительно находились на своей территории, то почему они должны были проводить инженерные работы около 3 часов ночи?

Военные эксперты говорят, что инженерные работы не проводятся небольшими группами. Такие группы направляются только в разведывательно-диверсионных целях.

То есть, получается, что  армяне хотели нанести урон в живой силе Армии Азербайджана, установив мины на дорогах, используемых для обеспечения безопасности азербайджанских позиций. Поскольку план не сработал, они начали выдвигать различные версии, что они делали неоднократно.

Или другой пример, теперь о "мирных гражданах". 14 июня 2021 года в Ясамальском районном суде был зачитан приговор ливанскому гражданину Эулджекчияну Вигену Абрахаму, обвиняемому в террористической деятельности против Азербайджана. Суд определил меру наказания в виде лишения свободы сроком 20 лет, с отбыванием первых 5 лет в тюрьме и последующих 15 - в колонии строгого режима.

Ему были предъявлены обвинения по статьям 114.3 (участие наемника в военном конфликте или военной операции), 214.2.1 (терроризм, совершенный группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным объединением (организацией), 318.2 (незаконное пересечение государственной границы Азербайджана) и по другим статьям УК Азербайджана. В ходе следствия обвиняемый признался в совершении инкриминируемых ему преступных деяний. Однако перед вынесением приговора в суде отказался от своих прежних показаний, утверждая, что вел в Армении и Карабахе мирную жизнь и в военных действиях якобы не участвовал.



Но вот по данным Службы государственной безопасности Азербайджана, 29 сентября 2020 года житель Бейрута Виген Эулджекчян за вознаграждение в 2 500 долларов США принял предложение другого ливанца армянского происхождения Овака Кикияна принять участие в боевых операциях на тогда еще оккупированных территориях Азербайджана в качестве наемника.  В тот же день вместе с другими наемниками он с территории Армении незаконно прибыл в Азербайджан, нарушив границу . Эулджекчян  принимал участие в террористической деятельности с использованием незаконно приобретенного огнестрельного оружия, говорится в материалах следствия.

Вопреки утверждениям Вигена Эулджекчяна о неучастии в войне фотографии, размещенные на его странице в Facebook говорят об обратном. 

На фотографиях, опубликованных им же самим, ясно видно, что находился он в полевой обстановке с боевым оружием в руках. Даты публикаций свидетельствуют о его присутствии на фронте уже в первых числах октября прошлого года, то есть с начала Второй Карабахской войны.

Версию азербайджанского следствия подтвердила и Ани Наджарян, сестра его гражданской жены Марал Наджарян, заявив впрочем, что Виген не наемник, а “доброволец”, который отправился защищать “Родину”. Однако, безотносительно интерпретации событий, она фактически засвидетельствовала участие осужденного в военных действиях на территории Азербайджана на стороне ВС Армении. По данным армянских СМИ, в ходе следствия аналогичные показания дала и сама Марал. Она была освобождена по итогам следствия и вернулась в Ливан, несмотря на второе гражданство, полученное в Армении. Впоследствии Марал Наджарян подтвердила, что азербайджанцы с ней обращались достаточно неплохо, чем опровергла сообщения армянских источников, что показания ее были якобы получены под давлением. 

Напомним, что Марал и Виген были задержаны азербайджанскими военными наутро после подписания трехстороннего заявления по Карабаху 10 ноября в окрестностях Шуши, поскольку их перемещения в зоне боевых действий, хоть и прекращенных на тот момент, вызвали справедливые подозрения.

Между тем, власти Азербайджана еще до начала Второй Карабахской войны предупреждали о том, что Армения использует в качестве наемников в Карабахе армян-переселенцев из Сирии и Ливана. В частности 12 сентября прошлого года с таким заявлением выступил помощник Президента Азербайджанской Республики, заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев.

Итак, вина осужденного а Баку гражданина Ливана Вигена Эулджекчяна, воевавшего в Карабахе в качестве наемника на стороне Армении была установлена и доказана в соответствии с законодательством Азербайджана. Многочисленные фотографии из зоны военных действий, где он запечатлен в полевых условиях с боевым оружием в руках, а также свидетельства ряда очевидцев не оставляют места для сомнений, которые пытается посеять в мире армянская сторона.

И таких примеров множество. 

И в конце следует отметить, что Азербайджан, исходя из гуманистических принципов, вернул Армении часть его граждан.

Так что, утверждения Мирзояна о том, что Азербайджан удерживает в заложниках армянских военнопленных и гражданских лиц, не соответсвует действительности.