Несколько дней назад премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании парламента во время обсуждения отчета об исполнении государственного бюджета на 2022 год, раскритиковал карабахских армян и обвинил их в разграблении армянской армии. Он, в частности, ответил на обвинения в том, что нынешние чиновников ничего не сделали в вопросе безопасности. Он сказал: «Возможно, самой большой ошибкой властей было доверие к армии. Действующие власти Армении ничего не жалели для армии и доверяли ей. Более того, мы знали о некоторых политических связях и закрывали глаза на некоторые вещи. С 2018 года по сегодняшний день не было ни одного случая, чтобы в нашей армии чего-то не произошло, и правительство заявило: «нет денег»».

Пашинян также отметил, что в 2016 году армянская армия воевала оружием 80-х годов: «Почему армянская армия в 2016 году воевала вооружением 80-х годов, а армия Азербайджана получила товарный кредит в размере 4 млрд драмов – от поставляющих нам оружие 80-х наших партнеров и закупила самые современные виды вооружения. Возникает вопрос, почему так? Когда-нибудь вы обратитесь к этому вопросу?»

Премьер-министр Армении спросил депутатов: «Вы когда-нибудь займетесь этим вопросом?»

Faktyoxla LAB. исследовал ненависть между ереванскими и карабахскими армянами, которая годами стояла на повестке дня армян.

Прежде всего, в ходе нашего исследования мы установили, что конфликты между карабахскими армянами и армянами, проживающими в Армении, особенно в Ереване и других регионах, достигли своего пика в эпоху Кочаряна и Саргсяна. Армяне Еревана, всегда оскорблявшие карабахских армян, называли их «туркс матор» (турецкий двигатель), «туркацац хаи» (турецкий гибрид армян) или просто «пахстакан» (переселенец) и придавали этому слову оскорбительное значение. Также они до сих пор употребляют слово «шуртваты». Итак, что означает это слово?! Предатель, обманщик, подлец. Существует еще одна форма оскорбления под названием «карабахский осел».

Достаточно сказать, что в свое время служба в так называемой "карабахской армии" была самым страшным наказанием для призывника из Армении и его родителей. Они считали, что в то время как карабахские армяне отдыхали в Ереване, ереванские воевали за них на фронте.  Идя по улице, можно услышать на армянском языке следующее выражение – «хай эс? те карабахчи?» (Ты армянин?! Или… ты из Карабаха?!) (источник )

Правозащитник Рубен Меликян также сообщил об этом, опубликовав видео в своем аккаунте в социальной сети. Он сообщил, что в Ереване в такси сели две армянки. После того, как одна из женщин заговорила на карабахском диалекте, таксист применил грубую силу, чтобы вытащить их из машины.

Кроме того, после поражения в войне с Азербайджаном в Армении день ото дня растет недовольство граждан этой страны всем, что связано с Карабахом. Сейчас все открыто говорят о том, что из-за карабахской политики Еревана в Армении погибло более 6 тысяч армянской молодежи.

В течение многих лет эксперты определяли цветную революцию, произошедшую в стране в 2018 году, как результат продолжающейся внутриполитической борьбы между армянами Карабаха и Еревана. Карабахские армяне (отождествляемые с бывшими президентами Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном) были решительно «пророссийскими». При этом коррумпированность клана была абсолютно запредельной. В общем-то, именно они несут ответственность за неготовность страны к новой войне - ведь Азербайджан закупал новейшее вооружение оптом, а Армения не могла сделать то же самое при Кочаряне и Саргсяне.

Никаких шагов по социально-экономическому развитию Карабаха сделано не было - с 1994 по 2018 год Карабах оставался для Армении дотационной периферией. Не удалось организовать миграцию армян из диаспоры в регион и создать рабочие места. На момент возобновления конфликта в 2020 году общая численность населения региона оценивалась всего в 150 тысяч человек, а безработица в Ереване вынуждала молодежь покидать страну. Ответственными за эти недостатки ереванские армяне считают карабахских армян.

Кроме того, в ходе нашего исследования мы столкнулись с открытыми ненавистническими высказываниями, когда армяне Еревана писали в социальных сетях против карабахцев. Например, пользователь по имени Анаит Овсепян (кстати, ереванский армянин) так описывает свои переживания(источник):

Кроме того, когда карабахские армяне, осевшие в Ереване после 44-дневной Второй карабахской войны, в феврале 2022 года потребовали вернуть свое право на жизнь от обманувшего их много лет назад Еревана, они также столкнулись с разжиганием ненависти. Когда мы обращаем внимание на видео этой акции протеста, мы видим это: армянам Карабаха нет дела даже до армян Еревана, которые и без того находятся в тяжелом положении. На лицах прохожих нет даже чувства жалости. Например, обратим внимание на пост в Telegram-канале «Республика Армения» известного армянского журналиста Романа Багдасаряна.

«Беженцы из Карабаха, которые сегодня участвовали в акции протеста, за 15 месяцев получили от правительства миллиарды долларов, получили поддержку от всех, получили большую помощь от своих родственников и блогеров… После этого они решили поселиться в Европа как беженцы и сидят во главе налогоплательщиков европейских стран. Может быть, поэтому мы потеряли половину Карабаха, потому что они всегда думают о том, с кого им достанется награбленное», - резюмировал ситуацию Багдасарян.

Пользователь под ником Мануша пишет: "Брат, зачем нам травить этих аферистов, этих приспособленцев, я не понимаю. Они спрячутся в России, под юбками у мамы, никто не вернется и не защитит Родину. Они тоже будут защищать Робик и Серджик (имеется в виду Роберт Кочарян и Серж Саргсян – ред.) Народ Армении тоже будет жить в вагонах?! Почему?!

Или обратите внимание на то, что написал пользователь по имени Аро: «Сколько армянских матерей потеряли своих детей из-за этого за последние тридцать лет. Почему у этих матерей должен быть хороший день, когда они живут в печали?! еду в Америку..."

Еще один комментарий: «Помните, 1 марта они пришли нас убить. Мы должны отличаться от них. Мы всегда должны показывать им, где им место, чтобы потом не попасть в беду… иначе их языки отрастут на милю». и они забывают, кем они были раньше». ( источник )

Особенно ярая ненависть к карабахцам возникла в Армении после убийства протестующих, выступивших против незаконного избрания Саргсяна на пост президента. Плодами пяти месяцев политической напряженности стали коктейли Молотова и металлические прутья 1 марта 2008 года.

«Впервые в жизни я не сказал, что я из Карабаха. Меня спросили, откуда я, и я тихо сказал : «Я из Абовяна». Фотокорреспондент «ArmeniaNow» Анаит Айрапетян из Карабаха рассказывает, что 1 марта перед памятником Мясникяну все в гневе отправились на охоту за Карабахом.

Журналист Ваан Ишханян написал в ArmeniaNow: «Это не случайно. Это было проявлением ксенофобии, созданной движением Левона Тер-Петросяна, врагом номер один которого был народ Карабаха».

Сегодня ненависть между армянами Еревана и Карабаха выходит на первый план как во время препятствий на пути решения проблемы, так и в периоды нарастания напряженности. По мнению экспертов, главными действующими лицами напряженности являются армянские этнические националисты, известные как «карабахский клан», и проармянские сепаратистские группировки в Карабахе. Это потому, что позиция Пашиняна, выступающая за нормализацию, вредит интересам этих игроков и их влиянию на армянскую политику. ( источник )

Сразу после войны депутат от оппозиционной партии «Просвещенная Армения» Ани Самсонян даже обратилась в Службу национальной безопасности из-за циркулирующего в социальных сетях видеоролика, пропагандирующего ненависть к карабахским армянам, но проблема никогда не менялась и вряд ли изменится.

В заключение,

     Между ереванскими и карабахскими армянами в Армении существует серьезная пропасть из ненависти, и с каждым днем ​​эта пропасть становится все глубже.

     Накопившаяся в народе ненависть к Кочарянам и Саркисянам, стоявшим у власти в Армении до Второй карабахской войны, с поражением в войне вышла на первый план.

     Партии используют эту ненависть в своих политических интересах, но армянский народ серьезно не устраивает такая ситуация, потому что он исключен из региональных и глобальных проектов.