В нашем первом расследовании под названием «Как ЕС и уполномоченные лица закрывают глаза на незаконные действия происходящие в Союзе» мы представили конкретные факты, свидетельствующие о нарушениях закона в Союзе, о том, как уполномоченные лица ЕС создают условия для обхода верховенства права и закрывают глаза на случаи коррупции. В этой статье мы расскажем о том, как председатель Европейского парламента Роберта Метсола создала условия для лоббирования интересов своего мужа, Укко Метсолы, в круизной индустрии, а также о подарках, которые она получила.
Как Роберта Метсола поддержала своего мужа?
Журналисты выяснили, что Укко Метсола официально является лоббистом компании «Royal Caribbean Group», что указано в открытых источниках. Его имя зарегистрировано в «Реестре прозрачности» как контактное лицо по вопросам, связанным с Европейским Союзом.
Выявление этого факта не помешало семье Метсолы продолжать свои незаконные действия. Они пошли ещё дальше и смогли добиться финансирования от ЕС для закупки чистых технологий в рамках выполнения «зелёных стандартов» для компании «Royal Caribbean Group». Экоактивистка Вики Кенн, давая интервью «Politico», подтвердила, что Укко Метсола действительно обращался за финансированием в европейские институты, чтобы компания, которую он представляет, соответствовала экологическим стандартам ЕС, а финансирование для этого шло за счёт налогоплательщиков.
Хотя господин Метсола в разговоре с журналистами заявил, что прекратил лоббистскую деятельность для оказания влияния на депутатов Европейского парламента, деятельность госпожи Метсолы в этот период полностью опровергла эти утверждения.
Первый факт. У. Метсола в ходе встреч с официальными лицами Комиссии по вопросам транспорта и изменения климата, а также в переписке и публичных заявлениях выражал поддержку «зеленому переходу», называя его «возможностью» для проведения реформ в европейском судостроительном секторе. Однако в 2023 году стало известно, что компания «Royal Caribbean» запросила финансирование у ЕС для исследований в области топливных элементов.
В итоге им удалось добиться принятия закона в Европейском Союзе о субсидировании энергетического перехода в круизной отрасли.
СМИ сообщают, что в последние месяцы Укко оказал влияние на Европейскую Комиссию с целью внесения изменений в законодательство о фондах ЕС. В мае прошлого года представители «Royal Caribbean Group» призвали покрыть разницу между дорогим экологически чистым топливом и традиционным углеродным топливом с помощью средств из фондов ЕС. Проще говоря, Укко добился выполнения требований ЕС за счёт европейских налогоплательщиков.
Второй факт. Укко сообщил в интервью «Politico», что они с супругой договорились полностью разделять личную жизнь и профессиональную деятельность, и что госпожа Метсола не будет давать никаких комментариев по вопросам судоходной отрасли в период её президентства. «Даже до того, как моя жена стала президентом, за более чем 11 лет работы в Европейском парламенте она никогда не говорила о судоходстве», — уверенно заявил он.
Однако журналисты утверждают, что госпожа президент как минимум дважды нарушила это соглашение.
Первый случай. «Невозможно недооценить важность судоходной отрасли для процветания и развития Европы», — заявила она в своём официальном видеообращении по случаю Дня судоходства Европейского Союза в мае 2024 года. «Климатические амбиции необходимы», — добавила госпожа председатель.
Она отметила, что развитие судостроительной отрасли «зависит от того, установит ли ЕС достижимые цели и предложит ли финансовые стимулы».
Второй случай. Роберта Метсола высказала подобные мысли также на Мальтийском морском конгрессе в 2022 году.
Когда журналисты напомнили эти слова Укко Метсоле, он сказал: «Я был удивлён» и добавил: «Честно говоря, я не знал».
Несмотря на то, что высказывания госпожи президента совпали с просьбами Укко по поводу этой отрасли, помощник президента всё равно не изменил своего мнения и настоял: «Госпожа Метсола всего лишь представила мнение парламента, и члены парламента проголосовали. Это обычная процедура, здесь нет ничего необычного».
Представитель организации «Corporate Europe Observatory» Вики Кенн охарактеризовала высказывания госпожи Метсолы о сфере, в которой работает её муж, как неуместные, непродуманные и не соответствующие статусу председателя парламента.
Бизнес-связи, находящиеся в тени Роберты
Приводится несколько фактов о злоупотреблении господином Метсолой влиянием своей жены. В статье на сайте «Politico» отмечается, что политическое влияние госпожи Метсолы значительно повысило авторитет Укко Метсолы.
Один из таких случаев: Председатель Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен, министр иностранных дел Бельгии Хаджа Лабиб и председатель Европейского Парламента Роберта Метсола присутствовали на приеме, организованном королевой Бельгии Матильдой по случаю Нового года. Фото было сделано на этой встрече. Однако журналисты до сих пор не смогли определить, в каком статусе Укко Метсола принимал участие в этом приеме.
Другой факт: в мае 2023 года вьетнамское издание «Hanoi Times» подготовило репортаж о коронации нового монарха Великобритании, короля Карла III. В статье была опубликована фотография, которая не ускользнула от внимания журналистов. На фото встречаются президент Франции и бывший президент Вьетнама. Если внимательно присмотреться, на заднем плане можно заметить ещё двух человек. Одним из них является бывший председатель Совета Европейского Союза Шарль Мишель, а другим — Укко Метсола, который снова, словно по чуду, оказался на этом мероприятии.
Любопытно, что это не первый «конфликт интересов» госпожи Метсолы, которая старается представить себя сторонником прозрачности, подотчетности и борьбы с коррупцией. Так, в 2022 году Роберта Метсола пыталась назначить своего зятя Мэтью Табоне на должность руководителя своего аппарата в Европейском парламенте, но после скандала «Qatargate», резкой реакции СМИ и других критиков она изменила своё решение. Тем не менее, в августе 2024 года госпожа Метсола вновь назначила Метью Табоне на эту должность.
Отметим, что Мэтью Табоне работает с Робертой Метсола с 2013 года, с момента, когда Роберта впервые была избрана в Европейский парламент. Профессиональное сотрудничество продолжилось и после того, как в 2015 году Табоне женился на сестре Роберты.
Роберта Метсола нарушает собственный закон.
В 2023 году другое действие госпожи Метсолы привлекло внимание СМИ, и она снова оказалась под обоснованной критикой. Роберта Метсола задекларировала 145 подарков, полученных ею, в публичном реестре для членов Европейского парламента. Однако 125 из этих подарков она продекларировала позже указанного срока.
Среди подарков:
- Золотая модель "Марокканской башни" (от марокканского политика Аль-Наам Майара)
- Белое платье с золотыми вышивками (от спикера парламента Бахрейна Фавзии Зейнал)
- Дорогой шарф (от премьер-министра Франции Элизабет Борн)
- Беспроводные наушники "Sennheiser" (от Бундестага Германии)
- Дорогая хрустальная посуда (от представительства Чехии в Совете ЕС)
- Белая блузка (от президента Молдовы Майи Санду)
- Антикварная книга о Брюгге (от ректора Европейского колледжа Федерики Могерини)
- Декоративная антикварная тарелка (от посла Узбекистана в странах Бенилюкса)
Одним из подарков, который она задекларировала, является подарок от министра иностранных дел ОАЭ, полученный ею в феврале 2022 года. В реестре он описан как «икона и ящик с индивидуально завернутыми финиками». На самом подарке имеется табличка, на которой указано, что это «щит с логотипом Expo 2020».
Кроме всего прочего, госпоже Метсоле в парламенте, в рабочее время, были подарены дорогие шампанские вина, шоколадки, торты и другие предметы.
Ещё раз повторим, что Роберта Метсола внесла данные о 125 полученных подарках в реестр спустя несколько дней после установленного срока. Согласно «Кодексу поведения», каждый член парламента должен был предоставить информацию о полученных подарках до конца месяца, а в крайнем случае — в начале следующего месяца.
Взятки, коррупция, неэффективное управление и давление — все это стало привычными нарушениями в Европейском парламенте в первые годы руководства Метсолы.
Метсола, фон дер Ляйен, Ева Кайли...
К сожалению, «дело Метсолы» не является единственным скандалом, с которым сталкивается европейское руководство. Подобный скандал произошел и с мужем президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, Хайко.
В прошлом году 8 членов фракции «Зеленые - Европейский Свободный Альянс» Европарламента отправили письмо вице-президенту Комиссии по вопросам прозрачности Вере Юровой, в котором сообщается о том, что компания «Orgenesis», возглавляемая мужем Урсулы фон дер Ляйен, Хайко фон дер Ляйеном, дважды получала финансовую помощь от институтов Европейского Союза.
Депутаты в письме отмечают, что итальянское дочернее предприятие американской компании «Orgenesis» получило долю в проекте по генетической и клеточной терапии, финансируемом Европейским Союзом.(источник) Хайко фон дер Ляйен был медицинским директором этой компании и членом совета директоров. Только после того, как итальянские СМИ начали расследование этого скандала, он был вынужден подать в отставку.
Другим важным делом является скандал Qatargate — арест бывшего вице-президента Европейского парламента Евы Кайли и её мужа Франческо Джорджи за участие в крупномасштабной коррупционной схеме и отмывании денег. Вместе с ними в этом преступлении участвовали другие должностные лица Европейского парламента, которые также понесли наказание — Панцери, а также депутаты Марк Тарабелла и Андреа Караччоло. Эта преступная группа обвинялась в лоббировании интересов Катара, попытках обеспечить благоприятные резолюции и предложении взяток. Полученные ими 5,4 млн евро были распределены между Кайли (60%) и Панцери (40%). В ходе расследования полиция обнаружила, что Кайли обменивалась сообщениями с Метсолой и несколько раз обращалась к ней с просьбами.
Кроме того, были конфискованы четыре дома, вилла, дорогие автомобили и сотни тысяч евро, обнаруженные во время обыска в доме этой семьи.
Роберта Метсола является одной из трёх самых влиятельных фигур в Европе. На протяжении своей карьеры она требовала от окружающих соблюдать законы, быть ответственными и избегать коррупции. Однако, когда речь заходит о ней и её семье, она отказывается быть примером для подражания.
За годы её правления в СМИ практически не сообщалось о делах её мужа — что эксперты объясняют высококлассной PR-стратегией.
Однако трудно поверить, что все в парламенте по-прежнему не замечают постоянных нарушений «Кодекса поведения». С другой стороны, кажется, что члены Европейского парламента просто привыкли к культуре безнаказанности, которая царит в его стенах.