Принуждение людей к действиям, не предусмотренных законом, является серьезным нарушением Конституции Азербайджана. Это сказал председатель партии "Умид" Игбал Агазаде в эфире телеканала Reaksiya, комментируя недавнее решение Оперативного штаба при Кабинете Министров относительно свадеб. Заявив, что ряд ограничений являются серьезным нарушением прав человека, председатель партии отметил, что нельзя принуждать людей к каким-либо действиям, связанным с их здоровьем.

Попытаемся проверить, обоснованно ли утверждение председателя партии, со ссылкой на Конституцию.

Согласно статье 41 Конституции Азербайджанской Республики (право на здравоохранение), каждый человек имеет право на здравоохранение и медицинскую помощь.

Кроме того, часть IX статьи 71 Конституции (Гарантия прав и свобод человека и гражданина) гласит, что любой может совершать действия, не запрещенные законом, и никто не может быть принужден к совершению действий, не предусмотренных законом. Статья 79 (недопустимость исполнения обязанностей, противоречащих закону) гласит, что никто не может быть принужден к выполнению действий, противоречащих Конституции или законам Азербайджанской Республики.

Конституция не содержит фразы "никто не может быть принужден к каким-либо действиям, связанным со здоровьем человека", как утверждает председатель партии. Такой подход отражен в Основном законе в виде принципа, согласно которому "гражданин не может быть принужден к совершению действий, не предусмотренных законом".

Известно, что защита прав граждан, в том числе на здоровье, что и является основным предметом нашего разговора, регулируется отдельными законами и нормативными актами.

Например, статья 25 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (обязанности по предотвращению возникновения и распространения заболеваний), которая в настоящее время актуальна в связи с пандемией коронавируса, налагает конкретные обязательства на государственные органы, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения и граждан. Данная статья предусматривает своевременные меры по предупреждению и ликвидации возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний, в том числе болезней, связанных с радиацией.

В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных, паразитарных, массовых неинфекционных заболеваний правительство, главные государственные санитарные врачи могут в пределах своей компетенции применять специальные условия труда, образования, передвижения, транспортировки и режимы в соответствующих районах или учреждениях. При необходимости следует принять меры (обеззараживание, дезинфекция, дезинсекция, дератизация) для предотвращения возникновения и распространения таких заболеваний.

Статья 25 закона также предусматривает применение карантина у источников инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление профилактических мероприятий, определяет порядок и продолжительность госпитализации лиц, заразившихся инфекционными заболеваниями.

Статья 34 (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Азербайджанской Республики) уполномочивает эту структуру проводить профилактические прививки населения или определенных групп граждан на основе эпидемиологических показателей.

Режим карантина, применяемый в связи с пандемией коронавируса, и вытекающие из его положений решения и меры регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Таким образом, решения Кабинета Министров о режиме карантина основаны на статье 25 этого закона. На этом законе также основано решение Оперштаба при Кабинете Министров от 22 июня "О мерах по продлению специального карантинного режима и снятию некоторых ограничений".

То есть условия, изложенные в этом решении, которое позволяет проводить торжества, определяют количество участников свадьбы, требование паспорта COVID-19 и сертификата об иммунитете, фактически соответствуют требованиям закона. Кстати, в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологической безопасности в феврале 2020 года были утверждены "Правила проведения карантинных, профилактических и других необходимых мероприятий в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний". Правила, подготовленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 25 Закона, позволяют вводить особый санитарный режим, особый режим эксплуатации, особый режим обучения, особый режим передвижения, особый транспортный режим, а также другие карантинные, профилактические, превентивные и ограничительные меры.

В соответствии с требованиями законодательства можно сделать вывод, что некоторые законы и нормативные акты, в частности, предусматривают определенные обязательные меры по охране здоровья человека. Этот вопрос особенно актуален в контексте угрозы инфекционных заболеваний.

Приходим к выводу, что заявление председателя партии о том, что “нельзя принуждать людей делать что-либо в связи с их здоровьем”, является необоснованным.