Если так пойдет дальше, то президент Азербайджана Алиев потребует новых уступок, и, к сожалению, получит их. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил издатель и редактор газеты The California Courier Арут Сасунян. Обвинив действующую власть Армении в многочисленных ошибках, приведших по его мнению, к поражению, человеческим жертвам и территориальным потерям армянской стороны, Сасунян предрекает, что в день окончания пятилетнего срока (размещения российских миротворцев в Карабахе) азербайджанцы войдут в Степанакерт ( Ханкенди - ред.). Одной из грубых ошибок он считает также передачу Азербайджану карт минирования Агдамского района. Если эта тенденция продолжится, то и Арцах, и Армения окажутся перед лицом реальной угрозы. Если бы к власти в стране пришел новый руководитель, то можно было хотя бы предотвратить новые потери, не допустить новых уступок, утверждает американский издатель армянского происхождения.

Попытаемся выяснить, насколько обоснован этот нарратив издателя The California Courier.

Прежде чем перейти к остальным умозаключениям Арута Сасуняна, нелишне напомнить что передача карт минирования территорий, перешедших под контроль Азербайджана по итогам Второй Карабахской войны - не ошибка и не заслуга властей Армении, но прямая обязанность, закрепленная в международном праве. 

Согласно статьям 7 и 9 дополнительного протокола II Конвенции “ О запретах или ограничениях на применение мин, мин-ловушек и других взрывных устройств’, информация о заминированных территориях, заминированных районах, минах, мин-ловушках и других устройствах такого типа должна фиксироваться и храниться. После прекращения активных боевых действий эти сведения стороны конфликта должны передать друг другу или генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Будучи членом ООН, Армения, безусловно, обязана выполнять эти требования.

Трудно отрицать правдоподобие сценария Сасуняна, по поводу вхождения азербайджанцев в Ханкенди по окончании срока размещения в Нагорном Карабахе российского миротворческого контингента. Формально, сделав это, Азербайджан будет действовать в рамках своего суверенитета. Причем такая акция будет легальной и в случае мирного размещения гражданских институтов, и в качестве антитеррористической операции, поскольку эта территория по всем законам принадлежит Азербайджану. Этот факт не оспаривает ни один из влиятельных акторов международной политики.

То есть Баку может действовать по своему усмотрению в рамках своей юрисдикции. Тем более, что прекращение миссии российских миротворцев в Карабахе в случае несогласия одной из сторон о ее продлении через 5 лет со дня размещения предписано трехстороннем  заявлениием по Карабаху, которое было подписано, в том числе Арменией, 10 ноября прошлого года. 

Тем не менее при всей формальной правоте американского издателя, прогнозирующего такой ход событий, его вывод по поводу “реальной угрозы” армянам, в том числе в Нагорном Карабахе говорит об ошибочном или предвзятом видении ситуации. 

Мы не будем углубляться в древнюю историю, которая, по утверждениям армянской стороны, якобы свидетельствует о том, что их народ с незапамятных времен населял чуть ли не весь мир. Даже если они правы, с чем не согласны многие историки мира, это не оправдывает факт оккупации со стороны Армении 20% территории Азербайджана с начала 90-х. Принадлежность этих территорий Азербайджану и факт оккупации признан на международном уровне, в том числе, четырьмя известными резолюциями СБ ООН, опубликованными, в частности, на сайте Госдепартамента США.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Известно, что в XIX веке США аннексировали больше половины территории соседней Мексики, включая сегодняшние Техас и Калифорнию. Имеют ли право десятки миллионов американцев мексиканского происхождения провозгласить независимость, ссылаясь на этот факт, или потребовать присоединения аннексированных в прошлом территорий к этой стране. Оправдает ли мистер Сасунян такой запрос мексиканской общины США, второй по численности в мире после самой Мексики? То есть адепты “независимости Нагорного Карабаха” из армянской диаспоры настаивают на том, что принцип самоопределения народов превалирует над принципом территориальной целостности государств в международном праве, применительно к Азербайджану. Но будут ли они так же навязывать это США?

Стоит ли тогда опасаться Вашингтону, что многочисленная армянская диаспора Америки, компактно проживающая во многих штатах страны в один прекрасный день тоже захочет провозгласить еще одно армянское  государство на этих территориях? 

Ответ, конечно, отрицательный. Этого не позволит Вашингтон, и точно так же отвергает Баку. 

После Второй мировой  войны, унесшей десятки миллионов жизней, крупные государства договорились о стабильном мироустройстве, и для его поддержания была создана ООН. Сегодня посягательства на официально признанные чужие территории, безотносительно этнической и государственной принадлежности в прошлом, неприемлемы и считаются преступными. 

Освобождение Азербайджаном ранее оккупированных территорий военным путем убедительно доказало незыблемость этого принципа, поскольку, кроме ограниченной шумихи, поднятой ангажированными сторона, какой-либо негативной реакции в мире это не вызвало.

 

Жители сел в приграничных с Азербайджаном районах Армении рассказывают об изгнании с этих территорий турок (азербайджанцев), изначально населявших эти земли. 

Что касается опасности для армян возвращения остатков бывшей НКАО под контроль Азербайджана, то она, безусловно, надуманная. Опыт СССР убедительно доказывает, что армяне и азербайджанцы десятки лет мирно сосуществовали, наравне делили горести и радости жизни в мирное и военное время, пока в конце 80-х армянский национализм не взорвал ситуацию. 

Армянская церковь в Баку

В этом смысле показательно письмо бакинских армян к Католикосу всех армян Гарегину II и армянам мира с просьбой повлиять на Ереван с целью положить конец оккупации азербайджанских территорий, опубликованное в апреле прошлого года. 

Те, кто в 80-е годы посещали Нагорно-карабахскую автономную область Азербайджана и Баку могли воочию убедиться, что уровень жизни и материальное снабжение армянского населения выгодно отличалось не только от других районов Азербайджанской ССР, но и от самой столицы.

Hetq: в советское время в Нагорном Карабахе отсутствовала инфраструктура

Сегодня в Азербайджане кроме азербайджанцев живут граждане - представители многих других национальностей. Это талыши, таты, курды, горские и европейские евреи, лезгины, русские и многие другие. Более того, в стране благополучно живут тысячи армян. Конституция Азербайджанской республики гарантирует всем гражданам, независимо от национальности и вероисповедования, равные права, естественно, требуя от них признания и защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности государства.

В этом смысле армянское население Нагорного Карабаха в глазах центральной власти Азербайджана ничем не отличается от остальных жителей страны.

“Армянский народ в Азербайджане будет проживать, как и все граждане страны, в мире и дружбе”, — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе первого визита на освобожденные территории 17 ноября 2020 года. 

"Все граждане Азербайджана, все народы, представители всех наций и религий живут нормально, живут в условиях мира и согласия. Армянский народ тоже будет так жить. За эти 44 дня (военных действий - ред.) я постоянно в многочисленных интервью говорил, что они тоже наши граждане и они увидят, что под руководством Азербайджана они будут жить хорошо", — заверил глава государства.

Что касается неназванных альтернативных лидеров, о которых говорит Арут Сасунян, представляя их как средство выхода Армении из создавшегося кризиса, то, по-видимому, он имел в виду единственного, мало-мальски серьезного соперника Никола Пашиняна на недавних выборах, второго президента страны Роберта Кочаряна.

Собеседник epress.am Севак София Киракосян рассказывает о экспансионистской политике “элит” Армении, включая Роберта Кочаряна.

Однако Кочарян и другие представители прошлого руководства настолько негативно зарекомендовали себя ввиду насаждения коррупции, развала экономики и культивации ненависти к соседям, что стали совершенно неприемлемы ни для народа Армении, ни для Азербайджана и других сторон, заинтересованных в укреплении стабильности в регионе. В частности, и Роберт Кочарян и его карабахский соратник, другой экс-президент Серж Саргсян более четверти века, обманывали свой народ и лишь затягивали переговорный процесс, преследуя одну цель - закрепить оккупацию территорий Азербайджана, ставшую для них источником наживы и инструментом сохранения политической власти. 

Между тем, по словам Президента Азербайджана Ильхама Алиева, вопрос о статусе Нагорного Карабаха закрыт.  В мае и сам Роберт Кочарян, как до него Никол Пашинян, признал, что военное решение конфликта невозможно.

То есть политическое урегулирование отвергает сторона-победитель, имеющая на руках все козыри, а военное - побежденная сторона, ввиду своей слабости. Остается единственный в создавшемся положении путь выхода из кризиса - интеграция армянского населения Карабаха в составе Азербайджанской республики, что и предлагает официальный Баку. 

Азербайджан в случае сопротивления сепаратистского режима в Ханкеди по истечении пятилетнего срока размещения российских миротворцев в Карабахе волен отказаться от его продления и может действовать на своей международной территории по любому сценарию, одним из которых, гипотетически, может быть силовое восстановление полномочий центральной власти в части Нагорного Карабаха, временно ему  неподконтрольной.

Таким образом приходим к заключению, что, за исключением некоторой спорности в видении текущей ситуации, нарратив издателя The California Courier Арута Сасуняна большей частью обоснован.