Апелляционный суд США постановил, что турецкий банк Xalqbank может предстать перед судом по обвинению в пособничестве Ирану и уклонении от санкций США. Окружной апелляционный суд США также заявил, что, хотя требования Закона об иностранном суверенном иммунитете защищают банк от этих обвинений, иски против банка являются исключением для бизнеса. В обвинительном заключении суда говорится, что «обвинения против банка относятся к сфере коммерческой деятельности». Предположительно, Xalqbank был обвинен в конвертации доходов от нефти в золото, а затем в наличные деньги от имени Ирана и документировании фальшивых поставок продовольствия для оправдания перевода доходов от нефти. Прокуратура также сообщила, что банк помог контрабандой переправить 20 миллиардов долларов в Иран. (Источник)

Фактически иск американского суда против Xalqbank касается финансовых операций в 2012-2016 годах, когда Запад наложил первый пакет санкций против Ирана.

Faktyoxla Lab. расследовал армянские банки, которые предоставляют бесперебойные финансовые услуги, заключают торговые сделки и банковские операции с Ираном, а также участие самой Армении, торгового партнера номер один Ирана, в международном финансовом мониторинге на первом и последующих этапах санкций.  

В целом, существует сомнительная реальность, которую проводит Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ) или Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые дают ежегодные оценки финансовой и банковской систем разных стран. Почему ФАТФ и международное банковское сообщество не изучили подробно денежно-кредитные операции армянских банков и небанковских организаций?

Ведь Mellat Bank, один из крупнейших банков Армении, работающий на основе иранского капитала, уставный капитал которого принадлежит религиозному и деловому сообществу Тегерана, уже около 25 лет является гегемоном на банковском рынке страны. Известно, что банк, работающий в Армении с 1995 года, на высшем уровне поддерживается иранской властью (Сейед Мусави Хомейни). 

Мы обсудим это более подробно позже. Прежде всего, попробуем прояснить, что означает пакет санкций против Ирана.

Как известно, Запад принял два пакета санкций против Ирана. Первые санкции ООН , введенные в 2007 году, включали ограничения на нефть, золото и промышленные товары Ирана, а также ограничения на финансовый и банковский секторы. 

Соединенные Штаты и Европейский союз ввели более жесткие санкции в отношении Тегерана и под санкции попали десятки банков и других компаний .  

В 2015 году Иран и Совет Безопасности ООН подписали соглашение, регулирующее и контролирующее ядерную деятельность Тегерана. Из-за несоблюдения Ираном условий соглашения бывший президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из соглашения 8 мая 2018 года и выступил с заявлением о возобновлении санкций против Ирана. Новый санкционный документ, вступивший в силу в начале августа 2018 года, предусматривает ограничения на международный экспорт Ирана нефти и экспорт промышленной продукции. Европейский союз, который присоединился к решению по различным статьям, заявил, что будет продолжать сотрудничать, пока Тегеран соблюдает ядерные обязательства в рамках возобновленной блокады. 


Европейский союз присоединился к решению США о санкциях против Ирана в начале 2019 года, учитывая отсутствие конструктивной позиции Ирана.

Таким образом, в режиме жестких санкций экономические отношения Иран-Армения, в отличие от экономических и торговых отношений со многими странами региона, расширились, что потребовало ограничения ряда сделок, вытекающих из международных санкций, но эти требования были проигнорированы.

Иран и Армения были особенно активны в финансовых операциях во время обеих санкций. На первом этапе санкций США, во время правления Ахмадинежада, банки находились в тесном контакте с армянскими бизнес-группами. Reuters, одно из самых влиятельных СМИ в мире, сообщило в августе 2012 года, что Иран обратился к Армении, чтобы обойти банковские санкции.

Иран пытается расширить свою банковскую деятельность в Армении с 2010 года для размещения незаконных средств. Бывший президент Армении Серж Саргсян и его коллега Махмуд Ахмадинежад легко договорились об этом. Reuters отмечает, что в то время, когда международная изоляция усиливается и банковский сектор Ирана проверяется по всему миру, его внимание к Армении вызывает серьезные вопросы. Официальные лица Армении отрицали незаконные банковские связи с Ираном, но по мере ухудшения отношений Ереван открыл новые финансовые учреждения с Ираном. Армянский банк ACBA Credit Agricole Bank, активы которого на тот момент составляли 574 миллиона долларов, вступил в партнерские отношения с Ираном. 

Еще одной давней проблемой западных стран был Bank Mellat Iran, который работает как филиал Ирана в Ереване. Даже в резолюции ООН говорится, что Bank Mellat, который внесен в санкционный пакет Совета Безопасности ООН как проблемное финансовое учреждение, поддерживает терроризм и отмывание денег. Формирование наиболее активных финансовых портфелей банка в Армении и Сирии действительно является очень серьезным сигналом. Не секрет, что две страны стали рассадником нелегальной торговли оружием и финансирования терроризма, а также отмывания денег. В связи с этим, резолюция ООН говорит , что за последние семь лет, Банк Меллат осуществил операций на сотни миллионов долларов для ядерных, ракетных и оборонных предприятий Ирана.

Представитель Центрального банка Армении Меликсетян без колебаний заявил, что банк «Меллат» потерял связь с США, Европой и другими финансовыми рынками и практически не имеет ничего общего с другими армянскими банками. Якобы из-за отделения банка от системы SWIFT денежные переводы прекратились, и он не может осуществлять финансирование. Но если вы посмотрите на платежную систему SWIFT , вы увидите, что банк Mellat открыт для всех предыдущих финансовых транзакций. 

Армянские СМИ также признают, что в то время, когда международная изоляция Тегерана от Запада усиливается, многие операции по переводу денег осуществлялись флагманами армянского филиала армянского банка ACBA Credit Agricole, Mellat Iran . Интересно, что в 2012 году Вашингтон открыто заявил мировым правительствам, что страны, торгующие с иранскими компаниями, находящимися под санкциями США, могут быть внесены в черный список. Почему правительство Еревана, где расположены ACBA Bank и Bank Mellat, игнорируется перед лицом международных экономических преступлений?

Примечательно и то, что в этом «процветающем бизнесе» охотно принимали участие коррумпированный Серж Саргсян, сосредоточивший в те годы в своих руках армянский бизнес, и его ближайшее окружение - Mellat Iran. Банк, вложивший средства в "Арсахскую электростанцию", также оказал «финансовую помощь» сепаратистам в Карабахе через аналогичные проекты. 

 Это подтверждается заявлениями надежных источников и спецслужб о том, что банк неоднократно переводил деньги сепаратистскому режиму в Ханкенди. С этой точки зрения нет никаких сомнений в том, что Mellat Iran финансировал терроризм в Карабахе. Банк занимался отмыванием денег, терроризмом и незаконным оборотом оружия как в Ереване, так и на оккупированных территориях Азербайджана.

«Деловые» проекты, осуществляемые Ираном, включали себя подмену продуктов питания и товаров для дома опасные товары сомнительного происхождения, этикетки этих товаров из Ирана были менялись и рпродовались как российские товары в России и Европе. Финансовыми посредниками в этом процессе выступили Mellat Iran и ЗАО «Маркел». В настоящее время эти организации занесены в черный список Соединенных Штатов, но деятельность которых прекращена по мере доступности данных . 


Информация об эксплуатации Ираном природных ресурсов на оккупированных территориях Азербайджана и их экспорте на мировой рынок не утихает годами, и правительство Тегерана не отрицает эти факты . В оккупированном Нагорном Карабахе и прилегающих территориях много залежей золота, ртути, обсидиана, оникса, пефиртоида, пиленого камня лиственита, облицовочного камня, глины, пемзы, агата, пиленого камня, известняка для соды, молибдена, мрамора, гранита, извести, туфа тулуса. Не секрет, что халцедон, цинк, медь и другие природные ресурсы, а также сырье, необходимое для мебельной промышленности, продавались через Иран, а взамен финансировался так называемый бюджет "Нагорного Карабаха".

Дело в том, что Ереван и Тегеран при финансовой поддержке армянского лобби также направляли отправленные в Карабах деньги на оружейный бизнес под прикрытием общественной жизни армян. Эти операции проводились с прямого благословения главы ереванского филиала Bank of Iran Mellat Сейида Гуламреза Мусави. А глава ереванского филиала Грачья Оганесян был привлечен к ответственности за разглашение банковской тайны»  и за неспособность банка оказать финансовую помощь так называемому режиму . 

В специальном отчете министерства финансов США по Ирану за 2004 год говорится, что режим Тегерана тратит большую часть своих нефти, газа и других экономических ресурсов на осуществление «иранской исламской революции» на Ближнем Востоке. Фактически, за этими намерениями стоит оружие и финансовая поддержка террористических сетей.  


Во все времена, когда режим Тегерана сталкивался с международными экономическими санкциями, банковский сектор Еревана был лидером в легализации финансового сектора Ирана.  AKBA-Kredit Aqrikol, Anelik Bank, Ararat Bank, ArdşinBank, ArmebiznesBank, ArmSvisBank, Biblos Bank, İnekBank, KonversBank, Mellat Bank, PanarmenianBank, Promotey Bank, Rietumu Bank  и другие банки подвергались жесткой конкуренции «грязных денег» и «эмбарго» для правового статуса их активов. Следует отметить, что около сотни иранских компаний работали нелегально в Нагорном Карабахе, а их финансовые операции осуществлялись напрямую армянскими банками и совместными банковскими учреждениями. Mona Qrup”, “Kankar”, “Süleymani”, “Arya Filiz Nab”, “Araz Mühacir Ticarət”, “Aftab”, “Arazfud”, “Pəyan-e Saderat”, “Firuznejat”, “Kaimifa”, “Armen”, “Kraun”, “AMO Kimya”, “Səba Saha”, “Petrocəm”, “Derəxşan”, “Şahsuvari”, “Elivoud”, “Tirkaran”, “Şadan”, “Sunesar”, “Növcavan qardaşları”, “Şahinans”, “Roberto”, “Paknam”, “Trakliyan”, “Zakeri”, “Alfapetrolium”, “Edko” и десятки других компаний (многие из которых имеют совместные предприятия с армянами) осуществляли денежные переводы от торговых доходов через армянские банки во время своей «работы» в Карабахе. Каждая деталь всего этого означает отдельные дела о международных экономических преступлениях. 

Всемирное межбанковское финансовое телекоммуникационное общество объявило в марте 2012 года, что Иран будет отрезан от глобальной межбанковской информационной системы из-за санкций (предусмотрен первый пакет санкций). Международная платежная система SWIFT заявила, что готова соблюдать директивы ЕС о закрытии иранских банков, подпадающих под западные финансовые санкции, и предупредила, что иностранные банки, присоединяющиеся к системе, должны соблюдать правила ЕС. Реальность такова, что армянские банки продолжили финансовые операции с Ираном . 

Таким образом, деньги, перечисленные в банки Ханкенди, были направлены на торговлю оружием и наркотиками. Почему Запад столько лет хранил молчание об отмывании таких грязных денег, финансировании контрабанды оружия и финансовой поддержке терроризма? Ведь это нарушение требований Черногорской конвенции. Это означает, что, если бы Азербайджан не освободил свои территории от оккупации, такая международная преступность продолжалась бы.

Очевидно, что многим банкам, занимающимся денежными переводами из Армении в Иран, комфортно пользоваться платежными системами. К сожалению, происхождение денег и цель их перевода не выясняются. Интересно, что в отсутствие крупного армянского бизнеса и финансовых услуг в Иране нет никаких сомнений в том, с какой целью были переведены деньги. Российские платежные системы больше вовлечены в денежные переводы . 


Еще больше вопросов вызывает тот факт, что в их число входит международная платежная система Western Union. Поистине удивительно, что это происходит в глазах мировых финансовых институтов, которые ставят требования Международной конвенции о борьбе с отмыванием денег как условие номер один для всех стран по обеспечению надежного финансового посредничества.

Большинство вышеупомянутых платежных компаний осуществляли крупномасштабные денежные переводы сомнительного происхождения, обеспечивая работу международных платежных систем в Ханкенди на протяжении многих лет, несмотря на неоднократные предупреждения правительства Азербайджана и обращения в международные организации.

Центральный банк Азербайджана неоднократно констатировал факты проведения платежей через систему денежных переводов Moneygram, которая особенно активна в этом процессе. Как могло случиться, что предупреждения правительства Азербайджана, прекратившего сотрудничество с MoneyGram в 2008 году, о грязных финансовых операциях компании не были услышаны в Европе и Америке? Или насколько международное финансовое и банковское сообщество упустило из виду тот факт, что после решения правительства Азербайджана запретить такие платежные системы, как Unistream, MIGOM, LEADER, Bistraya Pochta и Sigue Money Transfer , они открыли широкое поле деятельности в Карабахе? 

Теперь посмотрим на отношения финансовых институтов Армении с Тегераном во время второго пакета санкций против Ирана. Этот раунд санкций совпадает с правительством Пашиняна. Дело в том, что Николь Пашинян, как и ее предшественник Серж Саргсян, проигнорировала санкции против Ирана и продолжила сотрудничество с Ираном в запрещенных отраслях.

Влиятельное российское информационное агентство Eurasianet сообщило в сентябре 2019 года, когда США ужесточали санкции против Ирана, что правительство Пашиняна, стремясь к теплым отношениям с Соединенными Штатами, прибегало к различным уловкам, чтобы "разорвать связи" со своим торговым соседом. После визита в Ереван тогдашнего советника по национальной безопасности США Джона Болтона армянские банки и финансовые учреждения некоторое время занимались имитацией. Банки Армении по-прежнему продолжали вести дела с Ираном. Mellat Bank, Inecobank и Byblos Bank Armenia сделали ложные заявления общественности о том, что они заморозят использование банковских услуг. Эти заявления остались на бумаге и были сделаны в сотрудничестве с иранскими компаниями и армянскими деловыми кругами. В результате в 2019 году импорт Ирана в Армению увеличился на 30%.нет необходимости в изменениях ». Таким образом, банки, которые считаются источником жизненной силы торговли, стали более активными в этом процессе. 

Что касается Ирана, очевидно, что сближение Тегерана с Ереваном усиливается в результате растущей антизападной политики Тегерана после неспособности правительства Ибрагима Раиси нормализовать отношения с США и Европейским союзом. Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Ереване Аббас Бадахшан Зохури заявил на встрече с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном, что они стремятся увеличить товарооборот до 1 миллиарда долларов и пытаются расширить сотрудничество в области энергетики. Обсуждались также инвестиции в новую инфраструктуру .

Вывод: в глазах Запада Армения расширяет свои промышленно-финансовые и банковские услуги с Ираном, находящимся под санкциями. Довольно подозрительно молчание Апелляционного суда США или другого международного банковского сообщества, которые добиваются судебного иска против турецкого Xalqbank против более чем 10 банков и финансовых учреждений, непосредственно участвующих в тайном армяно-иранском сотрудничестве.