На одном из YouTube-каналов музыкант Ара Асланян поделился якобы армянской инструментальной музыкой под названием «Vana & Taroni». Данная мелодия знакома и азербайджанским пользователям социальных сетей. Известны различные версии этой музыкальной композиции.
Но действительно ли музыкант Ара Асланян исполняет армянскую музыку?
Faktyoxla Lab. на основе открытых источников попытался выяснить, кому же на самом деле принадлежит данная композиция.
Прежде всего, следует отметить, что на сайте axar.az было проведено интересное исследование на эту тему. В этом исследовании Рауф Бахманлы, который является доктором философии по искусствоведению и старшим научным сотрудником Бакинской музыкальной академии имени У.Гаджибейли, прояснил некоторые вопросы.
Но мы попытались немного углубиться в этот вопрос. В ходе нашего исследования мы выяснили, что эта композиция очень популярна в турецкой провинции Ван под названием «Toyçular yarcan» и исполняется в танце вместе с текстом песни. Toyçular – это гости свадьбы. Согласно обычаю, эти гости, направляются из дома жениха в дом невесты, чтобы совершить церемонию нанесения хны.
По этой традиции, называемой "Basalya», родственники и соседи, пришедшие на свадьбу, выходят из дома под звуки труб и барабанов. При этом исполняются различные танцы и песни. Одним из таких народных песен и танцев является «Toyçular yarcan», автором которой, по преданию, считают человека по имени Танго Ага из деревни Моллагасим в Ване. Танго Ага, который участвовал на свадьбах в качестве певца, вставал, брал платок и пел вот эту песню.(источник)
В ходе наших исследований выяснилось, что население селения Моллагасим, где зародился танец, состояло из тюрков-огузов, переселившихся из селения Куресунни (или Куресунну, Куресинли), которая входила состав Макинского ханства - одного из азербайджанских ханств. Племена куресуннитов (входят в группу огузских племен Чепни) переняли суннитский мазхаб, в отличие от других общин, расселившихся на этой территории. Это племя сильно пострадало от оккупации региона Россией, которая вооружала армян, во время Первой мировой войны. Сегодня подавляющее большинство куресуннитов живут в Южном Азербайджане, Урмии и Ванской области Турции.
Вернемся к песне. Если обратить внимание на текст песни, то можно прояснить многие моменты. Некоторые выражения в песни «Toyçular yarcan» очень похожи на выражения в азербайджанской песне «Yar haralısan?!» композитора Саида Рустамова.
Также аналогичные выражения есть в известной песне «Ай Джамо, ай Джамиля», известной на широком пространстве от Киркука до Восточной Анатолии и Азербайджана.
Теперь обратим внимание на имеющиеся в Интернете армянские версии песни «Toyçular yarcan». Ютуб-канал «Курдская история, общество, культура» почему-то представляет «Toyçular yarcan» как армянский «Köçəri», и утверждают, что он похож на «Kürd payəsi», распространенный в турецких Эрзинджане и Адыямане. Однако «Toyçular yarcan» был записан для архива «ТРТ» в 1977 году в исполнении Сонера Озбилена и Яшара Топчама.
Известно, что песня на армянском языке «Gatser im şugen» в исполнении «Zülal trio» была записана семь лет назад, а песня «Porzerina mın» в исполнении Шахии Странан на курдском языке был записан приблизительно двенадцать лет назад.
Музыка в исполнении Ара Асланяна «Vana & Taroni» является не только плагиатом, но и инструментом пропаганды, демонстрирующим претензии на территории. Название, данное этой композиции, взято из названия, которое они дали нынешним равнинам «Ван-Муш» в Турции. Армяне всегда претендовали на эти территории. Но сколько бы армяне не утверждали, что эта композиция принадлежит им, «Vana & Taroni», который считается импровизацией, был выложен в социальной сети YouTube десять лет назад.
Также группа «Bitlis Düşüncə və çalışma», к которой связан с YouTube-каналом «Курдская история, общество, культура», рассказывает о близости курдского и армянского народов, а на официальном сайте группы пытаются представит армян как подвергнувшихся «геноциду» «бедный народ».
Владелец YouTube-канала «Курдская история, общество, культура» Ниметуллах Атал, курд по происхождению, известный своей ярой проармянской позицией, выдает «Toyçular yarcan» как армянский «Köçəri», и утверждает, что это то же самое, что и «Kürd payəsi». Но интересно, что утверждения о том, что эту композицию играли в Эрзинджане и Адиямане, мы не нашли нигде, кроме как в социальных сетях группы «Bitlis Düşüncə və çalışma».
Доктор Дерья Акдемир, которая является одним из лучших специалистов по танцам в Турции и с которым мы связались по этому поводу, сказала, что, если мы рассмотрим эту музыку как структуру, то увидим, что она принадлежит к группе yalli (halay). Люди, знающие язык музыки, понимают, к какому народу и какой культуре принадлежит эта музыка: «Этот танец впервые исполнялся азербайджанскими музыкантами на свадьбах, помолвках и обрядах обрезания. Фактически, с распространением национального движения во многих странах, эта композиция стала общим культурным наследием, приняв общую тюркскую идентичность.
Шествие yalli началось с Азербайджана. Она звучит в ритме 6/8. Ритмы 6/8 – это ключ к азербайджанской музыке и национальному самосознанию, известному во всем мире. Группа азербайджанских музыкантов приезжает на свадьбу в Ван и выступает там. Музыка, которую они играют, становится любима населением и распространяется в Турции и называется «Van oyun havası».
По словам Сархада Турака, который является художественным руководителем танцевальной труппы «Qardaşlıq dastanı», если посмотреть текст этой песни, то он написаны на чистом турецком языке: «Этот танец и песню исполняют наши граждане туркменского происхождения, которые проживают в Ванском регионе. Мы должны извлечь из этого урок. Мы должны защищать нашу культуру. В противном случае нашей культурой будут владеть другие народы, близкие к региону».
Итак,
- Танцевальная мелодия «Toyçular yarcan» создана нашими соотечественниками, переселившимися в Ван из Южного Азербайджана;
- Этот танец не имеет абсолютно никакого отношения к армянской музыке;
- Хотя армянские и курдские музыканты пытались сделать эту композицию своей, танец, известный как «Toyçular yarcan», до сих пор сохраняет свою тюркскую самобытность.