Журналистка армянского происхождения Лиана Маргарян, проживающая во Франции, поделилась на платформе «Х» (ранее Twitter) фотографией под названием «ковер арцаха».    

Faktyoxla Lab. попытался выяснить, действительно ли это армянский ковер.

После проведения поиска по фотографии методом «обратного поиска», мы обнаружили, что настоящее название ковра — «Малибейли».  

В настоящее время ковер хранится в Национальном музее ковра Азербайджана под кодом INV 3341: «Малыбейли». Карабах, Азербайджан. 1229 г. хиджры/1813 г. н.э. Ариш, аргай, хов-юн".  

Оказывается, Азербайджанский музей ковра купил ковер «Малибейли» в 1976 году у жителя Карабаха Али Ахмед оглы Фаррухи.

Если внимательно присмотреться к ковру, то можно увидеть на нем дату и имя автора. Слева арабским алфавитом написано ١٢٢٩  (1229) , а справа римскими цифрами — 1813 . В верхней левой части ковра можно увидеть надпись هليلح  (Халила), написанную арабским алфавитом. Весьма вероятно, что «Халила» было именем человека, который соткал ковер.

Ряд зарубежных источников также подтверждают, что этот ковер является ковром «Малибейли»:

- «Альбом технических рисунков ковров», изданный «Кавказским ремесленным комитетом» (Санкт-Петербург, 1912 г.)

- «Ковровый альбом» Акционерного общества «ЗакКосторг» (Тбилиси, 1928).

- Этнографический обзор М. Д. Исаяева "Ковровое производство Закавказья в начале XX века" (М. Д. Исаяев "Ковровое производство Закавказья". Тбилиси, 1932).

Откуда взялось название «Малибейли»?

Что касается ковров «Малыбейли», то растиражированное армянское название «Хндзореск» появилось после оккупации Карабаха. Невозможно найти ни одного серьезного источника о кавказских коврах до 1990 года, где бы этот ковер был бы назван Хндзореск.

Выставки ковров, выпуск каталогов и продажа реплик ковра Малыбейли с названием «Хндзореск» имела целью легитимизировать армянское происхождение этого ковра.

Аутентичное название ковров происходит от названия деревни Малыбей, в которой они традиционно ткались начиная с середины XVIII века.

Эта деревня находилась в 14 км. от города Шуша. Название деревни буквально переводится как принадлежащее Малы бею. Название этой деревни имеется в Кавказском календаре 1912 года. В этом Календаре сообщается о том, что население деревни татарское (азербайджанцы), в деревне проживает 1060 человек.

Деревня Малыбей была отмечена на картах Елизаветпольской Губернии Российской Империи. Имеются сведения об этой деревне в Камеральном описании Губернии (1859-1864).

 

В журнале «Кавказский альманах» было написано: «Династия Малибейли, потомки Мали-бея, компактно располагались в Шушинском районе и, как и жители других сел, занимались животноводством, земледелием и ковроткачеством с древних времен.  (1912 год). В этом селе в быту и сельском хозяйстве широко используются мешки, хурджун, седальная покрытие и т.п. Село известно производством ковровых изделий. Ковер «Малибейли» распространился из села Малыбейли и позже оказал влияние на другие поселения Карабаха, занимающиеся ковроткачеством.

После оккупации села армянскими вооруженными силами в 1990 году само село было разрушено, около 50 мирных азербайджанцев были убиты, более 100 человек получили ранения или взяты в плен. ссылка

После оккупации название села было изменено на «Йиернаванк».

В результате исследования выяснилось, что только после оккупации в армянских источниках, а также на антикварных аукционах и в интернет-центрах продаж, торгующих коврами, стали появляться идентичные ковру "Малыбейли" ковры под названием " Хндзореск". 

 

Во-первых, село Хндзореск не имеет никакого отношения к Карабаху с географической точки зрения. Это село в Горусском районе Западного Зангезура.

Во-вторых, ни в одном серьезном источнике до 1990 года не было обнаружено ковра под названием «Хндзореск».

Обратим внимание на трактовку элементов и мотивов обоих ковров:

1) Композицию средней части ковра «Малыбейли» составляют символические элементы ковра, как гёль (озеро), расположенные в вертикальном направлении. Эти озера имеют оригинальные художественные особенности. Эти узоры одинаковы по форме независимо от того, где находится ковер в средней зоне. В центре каждого озера расположен элемент квадратной формы, создающий образ бассейна, а сами квадраты окружены змеевидными элементами, имеющими форму узоров, создающих изображение облака.

Пентаграммы символизируют воду. В странах Ближнего Востока и Азербайджана воду изображали в виде рыбы, утки, прямых и волнистых линий или их частей. Изображение облака и другие декоративные элементы уйгурско-китайского искусства, получившие широкое распространение, особенно в миниатюре и керамике, с IX века распространились в азербайджанское народное искусство.

По-видимому, этот мотив символизирует текущие воды, движение облаков по небу и «доброго дракона, посланного Богом для управления дождем и водами» (Л. Керимов «Азербайджанский ковер», 2-й том, 1983: 84). В квадрате в центре медальонов изображено «колесо-звезда». Совместное использование этих мотивов является проявлением представлений о паре драконов, вращающих «колесо фортуны» в древнетурецкой мифологии (Чорухлу, 2000, с. 133).

Причина, по которой азербайджанское искусство так легко воспринимает эти элементы, связана с местными социальными условиями, религиозными убеждениями и образом жизни населения, а также расположением этих стран на «Шелковом пути». В коврах Малибейли фон средней части обычно красный, что связано с обилием местного растения «марена», которое используется для получения красного цвета. Плотность петель: от 37х37 до 42х42, высота ворса 7-9 мм. (Источник: Л. Керимов «Азербайджанский ковер», 3-й том, стр. 204.)

2) Прежде всего отметим, что в Армении не сохранилось ни искусства ковроткачества, ни даже местной традиции. Более того, в коврах с мотивом «дракон» нет ни следов армянства, ни какого-либо фрагмента различного декоративно-прикладного искусства, присвоенного армянами, ни одной детали, показывающей какую-либо связь с архитектурными орнаментами.

Зарубежные эксперты также подтверждают эти идеи.

Известный американский исследователь-ученый Артур Поуп в своей статье «Мифы об армянских коврах «Дракон»» пишет, что существенных доказательств того, что ковры «Дракон» имеют армянское происхождение, нет, зато достаточно свидетельств о невозможности их ткачества. вид ковров на территории Армении.( Папа А. Миф об армянском ковре-драконе / Лейпциг, 1925. С. 150, 152.)

М.Д.Исаев в своей работе «Ковровое искусство на Южном Кавказе» отмечает, что ковроткачество более распространено в густонаселенной азербайджанцами местности вокруг озера Гейча. ( Исаев М.Д. Ковровое производство в Закавказье. Тифлис, 1932. С. 127-128 .)

Кавказовед Я. Седгенидзе пишет, что население города Шуша (Карабах) составляют преимущественно азербайджанцы. В основном они занимаются ткачеством. Армянам пришлось учиться у них ковроткачеству. ( Седгенидзе Я . Производство ковров и паласов в городе Шуше Елизоветпольской гу6ернии. ЦМОМПК, 1891. Вып. 11. С. 3 )

Джордж О. Бэннон, американский учёный, изучавший группу шушинских ковров, изучил два ковра, сотканных армянами и курдами, и написал, что они представляют собой перенесенные формы ковров, сотканных азербайджанцами. Однако ковры с лицевой передачей не пользуются большим успехом, они уступают азербайджанским коврам по художественному, техническому и цветовому решению. ( Источник : O'В ии и G. Oriental Rug Review, апрель/май 1990 г. С. 12-16 . )

Результат:

- Ковер с фотографией Лианы Маргарян и других армянских пропагандистов не имеет никакого отношения к армянам.

- Название ковра - ковер «Малыбейли», на нем выгравированы дата и имя ткача.

- Ковер «Хндзореск», который армяне вывели на мировой рынок после 90-х годов, представляет собой модифицированную форму ковра «Малибейли».