Поиск

Select theme:

Собхани: «Армения — это Иран, и точка»

Посол Ирана в Армении Мехди Собхани, завершивший свою дипломатическую миссию в Ереване, сделал абсурдные заявления, комментируя открытие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе.

Дипломат заявил, что одним из принципов вашингтонских договорённостей по вопросу функционирования коммуникаций между Арменией и Азербайджаном является принцип взаимности. «Если Нахичевань получит сухопутное сообщение с остальной частью Азербайджана, то в рамках принципа взаимности Армения должна иметь возможность поддерживать связь с Ираном через Ерасх и Джульфу. Если граждане Азербайджана могут пересекать территорию Армении по пути в Азербайджан, то для граждан Армении также должна быть создана аналогичная возможность, чтобы они могли попасть в Иран через Нахичевань». azatutyun

Мехди Собхани заявил, что для этого необходимо проложить дорогу по маршруту Армения – Нахичевань – Иран. Цитата: «Армения должна быть связана с Ираном через Джульфу». shahraranews.ir

Подобное предвзятое и абсурдное заявление посла представляет собой попытку исказить географическую целостность Армении и присвоить её территориально-коммуникационные линии. Одновременно это заявление иранского посла означает вмешательство во внутренние дела Армении, а также попытку принимать решения или выстраивать планы от имени армянского правительства. Говоря о «взаимной связи», Собхани фактически представляет Армению как часть коммуникационной системы своей страны. Точнее говоря, он рассматривает Армению как составную часть Ирана. Но пока что он не осмелился прямо заявить, что дорога предназначена исключительно для граждан Ирана.

Хотя часть этого коридора, проходящая через Армению, является исторической территорией Азербайджана, официальный Баку, следуя принципам территориальной целостности и неприкосновенности границ в международной юрисдикции, в своих заявлениях по вопросам проекта не высказывает претензий на легитимные контуры коридора, а обсуждает вопросы взаимных транзитов.

Однако подход и риторика Ирана по вопросу Зангезура создают впечатление, что эта территория рассматривается как северная часть Ирана.

Известно, что по итогам встречи в Вашингтоне была принята Декларация, из которой вытекают решения по коммуникационным вопросам. В рамках проекта «Маршрут Трампа» Армения предоставляет возможность для обеспечения сухопутного сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью через свою территорию. Поскольку у Азербайджана нет прямого пути в Нахичевань, существует проблема с дорогами, и новая трасса решит этот вопрос. «Маршрут Трампа», являющаяся частью Зангезурского коридора, предусматривает обеспечение связи между Нахичеванью и остальной частью Азербайджана на основе взаимных соглашений между Азербайджаном и Арменией. Проще говоря, обеспечивается связь Азербайджана с Азербайджаном.

Если рассматривать высказывания Собхани с точки зрения концепции «обратной логики», становится очевидно, что он сделал ошибочное и противоречащее интересам Ирана заявление. Если граждане Азербайджана передвигаются через Зангезурский коридор – с одной части своей территории (западные районы) в другую (Нахичевань) – то, по аналогичной логике, получается, что и граждане Армении должны пересекать территорию Нахичевани, чтобы попасть из южной части Армении в северо-запад Ирана. В таком случае, следуя «логике Собхани», выходит, что северо-запад Ирана якобы принадлежит Армении.

У Ирана уже существует прямое сухопутное сообщение с Арменией, и действующая дорога, по которой осуществляется передвижение граждан Армении в Иран и обратно, является короткой и очень удобной. Высказывание Собхани: «Мы добились начала строительных работ в рамках проекта автомобильной дороги Агарак – Каджаран по коридору Север–Юг и завершим его досрочно», также подтверждает, что у граждан Армении нет проблем с транспортным сообщением с Ираном.

В таком случае утверждение Собхани о том, что граждане Армении якобы должны ехать в Иран через Нахичевань, приобретает совершенно иное значение. Это ещё раз подтверждает: Иран воспринимает Армению как географически связанную с собой территорию.

СПРАВКА: Мехди Собхани.

Мехди Собхани родился в 1967 году в провинции Голестан на севере Ирана, был участником ирано-иракской войны. Получил образование по международным отношениям в Тегеранском университете, а также защитил докторскую диссертацию в своей области. Владеет арабским, английским, азербайджанским и русским языками. Работал вторым секретарём посольства Ирана в Азербайджане, заместителем посла в Украине, заместителем посла в Туркменистане, генеральным консулом Ирана в Карачи (Пакистан), послом Ирана в Сирии, начальником управления Западной Азии в Министерстве иностранных дел Ирана, а также директором стратегического управления министерства.

Существуют сведения о том, что в 1990-х годах, когда Собхани работал III и II секретарём в посольстве Ирана в Баку, он предпринимал попытки вмешательства во внутренние дела Азербайджана. По имеющимся данным, занимая пост второго секретаря, он также проводил встречи в посольствах западных стран в Баку, продвигая идею о преимуществах транзита каспийских энергетических ресурсов не по маршруту Баку–Тбилиси–Джейхан, а через территорию Ирана. Сообщается также, что в тот период его деятельность привлекла внимание западных спецслужб, и даже были установлены определённые контакты. day.az

Когда Собхани был назначен послом Ирана в Армении, в турецких СМИ появилась примечательная информация. Газета «Türkiye» писала, что назначение Собхани на этот пост было направлено на то, чтобы применить его опыт в Сирии в контексте Карабаха (в то время остатки армянских сепаратистов всё ещё присутствовали в Ханкенди). Особенно привлекло внимание его заявление в поддержку армянских сепаратистов в Карабахе сразу после его прибытия в Ереван.

Собхани стал одним из самых яростных защитников тезиса о том, что «границы Армении — это красная линия для Ирана». Несмотря на то, что этот тезис постепенно ушёл на второй план в Иране, он продолжал настойчиво повторять его. Всё это даёт основание утверждать, что деятельность Собхани в качестве посла в Армении была сосредоточена на одном: не столько на регулировании отношений между Тегераном и Ереваном, сколько на выполнении «миссии» по ухудшению отношений между Азербайджаном и Ираном. За последние годы не было другого человека, кто бы нанес так много ущерба отношениям между Азербайджаном и Ираном, как он.

Мехди Собхани, несмотря на то что родился в провинции Голестан, населённой преимущественно национальными меньшинствами, всегда проявлял негативное отношение к этническим группам, чего он никогда не скрывал. Также Мехди Собхани выражает ненависть к этнической принадлежности президента Ирана Масуда Пезешкиана, называя его руководство страной «катастрофой для Ирана».

Известно, что с 2022-го года в Армении размещены военные контингенты и разведывательные службы западных стран. Уже ни для кого не секрет, что группы, действующие под названием «наблюдательная миссия» Европейского союза (EUMA), ведут разведывательную деятельность у иранской границы против Тегерана, а также что силы НАТО размещены в Армении.

Несмотря на все эти факты ‒ превращение Армении в плацдарм для Запада против Ирана ‒ посол Собхани не сделал ни одного публичного заявления по этому поводу. Более того, он занял позицию, фактически поддерживающую происходящее.

Складывается впечатление, что Собхани передавал официальному Тегерану искажённую информацию о разведывательной активности Запада в Армении, а также о размещении военных контингентов у иранской границы, тем самым «усыпляя бдительность» иранского руководства. В этом контексте сведения о возможной связи Собхани с западными спецслужбами уже не кажутся случайными.

 

Новости по теме: